Вместо Half-Life 3: постыдная история «Охоты на Фримена»

Дoждaлись: 24 фeврaля в Steam пoявилoсь нeoфициaльнoe oтвeтвлeниe Half-Life пoд нaзвaниeм Hunt Down The Freeman. Дeбют дoлгoждaннoй игры oт студии Royal Rudius нe удaлся — тaк пoльзoвaтeли нe рaзoчaрoвывaлись, пoжaлуй, сo врeмён No Man‘s Sky. Гeймeры стaвят экшeну «eдиницы», кричaт oб oбмaнутыx oжидaнияx и в oткрытую нaзывaют сoздaтeлeй мoшeнникaми, вoрaми и лжeцaми. Чтo жe прoизoшлo? И кaк oдин из сaмыx интригующиx прoeктoв пo всeлeннoй шутeрoв Valve стaл мaльчикoм для битья пoxлeщe Star Wars Battlefront II?

Прoснитeсь и пoйтe, мистeр Фримeн

В прoшлoм гoду тoлькo и рaзгoвoрoв былo, чтo o культoвoй дилoгии Half-Life. Вoзмoжнo, винoй всeму нeдaвний юбилeй сбoрникa Orange Box. Или вылoжeнныe в сeть сцeнaрий и урoвни для мифичeскoгo Episode 3, o кoтoрoм фaнaты грeзят 10 дoлгиx лeт. Впрoчeм, причины нe стoль вaжны — глaвнoe, чтo тeмa нeскoлькo мeсяцeв нa пoдъёмe. A рaз сaмa Valve пaлeц o пaлeц нe удaрит, пoклoнники сeрии рeшили взять дeлo в свoи руки. Oдни принялись зa рeaлизaцию сюжeтнoгo дрaфтa Мaйкa Лэйдлoу нa стaрoм-дoбрoм движкe Source. Другиe рeшили сдeлaть тo жe сaмoe, нo нa Unreal Engine 4. Ктo-тo гoтoвит рeтрo-мoдификaцию втoрoй части, а кто-то клепает оригинальные и ностальгические расширения. Некоторые же и вовсе пытаются перестроить HL с нуля.

Из этой кучи интересных и не очень проектов можно выделить три наиболее амбициозных. Это, конечно же, сделанный на новом движке третий эпизод под рабочим названием Project Borealis, ремастер-долгострой Black Mesa от команды Crowbar Collective и спин-офф Hunt Down The Freeman с молчаливым физиком в роли главного антагониста. Но если до первого ещё как до Луны на попутках, а второй всё никак не «допилят», то третий уже может пощупать любой желающий. Стоит ли — вопрос отдельный. В отзывах Steam проект турецкого энтузиаста Беркана Денизярана и его компании Royal Rudius просто смешали с грязью.

А ведь ничто не предвещало беды. Казалось, лучше модификации не сыскать — ведь не лютая отсебятина, а полноценное расширение оригинальной вселенной. Многие наверняка задумывались: что чувствуют бойцы H.E.C.U., когда самый брутальный в мире очкарик разделывает их монтировкой? Да, определённый взгляд со стороны мы получили ещё в дополнении Opposing Force, но тема там, как считают некоторые, не была раскрыта достаточно полно. Другое дело — Hunt Down The Freeman, мрачная баллада обезображенного солдата с огнём в глазах и жаждой мести в сердце. Идея столь приглянулась поклонникам серии, что многие даже проигнорировали странное название на ломаном английском (не понятно, откуда взялась The перед фамилией героя).

 

Нужный человек не в том месте может перевернуть мир

С сюжетом, на первый взгляд, всё в порядке. Перед нами — история оперативника H.E.C.U., объявившего войну учёному в оранжевом комбинезоне. Спецоперация, которую выполнял отряд сержанта Митчелла прервалась из-за вторжения инопланетян. Но если с пришельцами вояки смогли справиться, то Фримен стал для них неожиданным препятствием. После столкновения с героем Half-Life выжить удалось лишь Митчеллу — да и то чудом. Покалеченный боец приходит в себя в госпитале, где его встречает таинственный G-Man и предлагает солдату свести с Фрименом счёты, отомстив за погибших товарищей. Сержант соглашается и начинает долгую погоню за исчезнувшим физиком. Яркая завязка, демонстрирующая события всей саги под неожиданным углом — как тут можно устоять?

Необычен и сам автор — Беркан Денизяран, которого американские коллеги ласково прозвали Фрэнком (таков его ник, Frank The Duke, отсылающий к персонажу Metal Gear Solid). Молодой человек из богатой турецкой семьи переехал в США, чтобы исполнить заветную мечту — стать геймдизайнером. Его кумирами и примерами для подражания были Гейб «Наше всё» Ньюэлл и Хидео «Гений» Кодзима (с последним он даже пересёкся на недавней The Game Awards). Амбициозному и обаятельному иностранцу удалось очаровать не только народных умельцев, но и истосковавшееся по новым приключениям Фримена сообщество. Фрэнк фонтанировал идеями, взахлёб рассказывая о любви к Half-Life и желании развить серию. И ему поверили. Выслушав его речи, молодые программисты преисполнились энтузиазма, специалисты-аутсорсеры согласились работать за гроши, а рядовые пользователи начали наблюдать за Hunt Down The Freeman с неподдельным любопытством. Мало ли, вдруг получится что-то стоящее.

Поддержка сообщества, между тем, выражалась не только добрым словом, но и американским рублём. И пусть на краудфандинговой площадке Indiegogo проект не собрал много денег (жалкие 12 долларов от одного вкладчика), инвесторы всё же нашлись. Один особо ярый даже пожертвовал на разработку $50 000 из личных сбережений! Сколотив небольшое состояние, турецкий мечтатель и его команда заручились одобрением Valve, купили лицензии на использование Source Engine с физическим движком Havok и приступили к работе — теперь уже не просто над любительским модом, а полноценной коммерческой игрой.

 

Мы были довольно-таки заняты в ваше отсутствие

Первые тревожные звоночки прозвучали после выхода дебютных трейлеров и демоверсии 2016 года. Аляповатая история уровня легендарного фанфика Full Life Consequences, презабавный дизайн персонажей (лицо главного героя «украшают» до ужаса смешные шрамы от фомки Гордона), несуразная озвучка, актёрам которой не поверил бы и Томми Вайсо, и общая комичность происходящего на экранах… скажем так, слегка смутили геймеров. Вместо мрачного нуарного шутера — подростковая edgy-пародия, напоминающая школьную постановку или научную фантастику класса «Г». Однако сильнее пугало другое — локации, модели оружия и другие элементы HDTF многим показались смутно знакомыми. Впрочем, сильного резонанса не последовало — проект внезапно перестал подавать признаки жизни. Длилось радиомолчание несколько лет. А потом внезапно анонс на Steam, броский трейлер, дата релиза. Так что же, чудо свершилось, дождались?

Увы! Финальная версия (сделанная, как ни странно, другой командой — но при участии всё того же Денизярана) поразила своей паршивостью даже самых прожжёных скептиков. Смехотворная актёрская игра и откровенно слабый сценарий оказались наименьшими из проблем. Нерабочие скрипты, бесчисленные баги, непроходимые миссии, кошмарный левелдизайн — безболезненно играть в Hunt Down The Freeman в её нынешнем состоянии практически невозможно. Сказалась и полная некомпетентность разработчиков в управлении ресурсами: как выяснилось, некоторые модели используют до 2 млрд полигонов, а иные текстуры попали в конечный продукт в lossless-формате и весят по 256 МБ. Теперь-то понятно, почему скромно выглядящий Source-проект занимает 60 ГБ на жёстком диске (Wolfenstein II: The New Colossus, для сравнения, весит 55!).

Но и это ещё не всё. Не зря многие, увидев геймплейные ролики, испытали коллективное дежавю — им показалось, что создатели HDTF украли ассеты из множества любительских расширений. Досталось даже их коллегам по цеху — в шутере обнаружили материалы, «честно позаимствованные» из S.T.A.L.K.E.R., Payday 2, Killing Floor, Left 4 Dead 2, Firearms: Source и даже серии Metal Gear Solid, которой так рьяно поклоняется Фрэнк.  По мнению комьюнити, Freeman слеплен из украденного контента чуть более, чем наполовину — несмотря на уверения специалистов об обратном. По их словам, это было справедливо для демо 2016 года, где чужие наработки использовались просто как плейсхолдеры для ещё не созданных моделей. Впрочем, геймеров эти доводы не убедили — сперва HDTF забросали минусами в Steam, а затем и на Metacritic, где пользовательский рейтинг игры составляет 1,8 балла.

 

Между тем… И здесь я исчезаю

Поначалу было неясно, как так вышло: вроде бы и «зелёный свет» от Valve HDTF получила, и бюджет у неё был приличный (нехилая поддержка  инвесторов и личные средства далеко не бедного Денизярана). Не было у команды лишь чёткого плана разработки — отнюдь не бездарные энтузиасты знать не знали, чем им следует заниматься, войдут ли их труды в финальную версию и в каком виде. Никакого планирования и внятных инструкций, только хаос и авось.

А что же обаятельный Фрэнк, он-то куда смотрел? Как утверждают экс-сотрудники и аутсорсеры — смотрел Беркан куда угодно, но не на свой ненаглядный проект. По их словам, молодой человек сорил спонсорскими деньгами, покупал дорогие вещи и посещал мероприятия вроде той же The Game Awards по VIP-пропускам. При этом многие работники Royal Rudius вкалывали месяцами — «за идею». Сам же Фрэнк частенько пропадал, после чего объявлялся и просил «переделать всё». Требовал от подчинённых невозможного, а иной раз и вовсе вёл себя неадекватно. Казалось, Hunt Down The Freeman ему наскучила. Ещё бы — Беркан и так получил желаемое: деньги, знакомства и пропуск в «настоящий» геймдев. А изголодавшийся по Episode 3 народ скушает любые огрызки. Вот только с выводами он поторопился. «Хавать» пипл не стал. Сложно со стопроцентной уверенностью сказать насколько эта версия событий соответствует истине, однако факты налицо: что-то явно пошло не так.

Кроме того, разработчик не учёл, что инвестированные деньги могут потребовать вернуть. По некоторым данным, сейчас долг Беркана составляет порядка 80 тысяч долларов. А если авторы тайтлов, из которых якобы были «позаимствованы» ассеты, не спустят дело на тормозах — он «утонет» окончательно. Правда, достучаться до него непросто.

Сразу после релиза на турка ожидаемо посыпались сотни гневных писем. Сперва Денизяран отрицал факт воровства, затем пытался неуклюже оправдываться в стиле «Мы моддеры, нам можно брать чужие ассеты». И это, отметим, шло вразрез с более ранними заявлениями вроде «Не смейте называть HDTF модом, это полноценная игра». Разумеется, школьные отмазки не подействовали, и горе-разработчик принял единственно верное решение — ушёл в приват вместе со своими подчинёнными. С одной стороны, его можно понять: озлобленные геймеры далеко не самые приятные собеседники. С другой, должен же кто-то ответить за весь этот бардак. Справедливости ради, спустя несколько дней Фрэнк сподобился написать официальное обращение к сообществу. В нём он божился, что произошло недоразумение, а в Steam попала совершенно другая игра.

«Мы попытались выпустить Hunt Down The Freeman как можно скорее. Каково же было наше удивление, когда мы увидели, что игра, которую сразу после релиза начали стримить геймеры, не имела почти ничего общего с тем, что мы собирались представить. Похоже, произошёл сбой в организации файлов, и мы выкатили не ту версию.

Мы не можем выразить, как нам жаль, что всё получилось именно так. Мы сделаем всё возможное, чтобы в кратчайшие сроки решить проблемы проекта. Будем рады любой помощи. Мы не сдадимся, пока HDTF не станет той игрой, которой всегда должна была быть. Не сдались вначале — не сдадимся и теперь», — Беркан Денизяран, создатель Hunt Down the Freeman.

Команда Royal Rudius Entertainment, Беркан Денизяран — в центре, в чёрном

Так кто же такой Беркан «Фрэнк» Денизяран? Простой жулик, сродни создателям легендарно плохой игры Limbo of The Lost? Или просто мечтатель, заигравшийся в Хидео Кодзиму? Точного ответа мы так и не узнаем. С полной уверенностью можно сказать одно — сейчас Hunt Down The Freeman не стоит покупать ни в коем случае. Даже самым преданным фанатам Half-Life, изголодавшимся по новым приключениям Гордона и компании. Серьёзно: за нерабочую и непреднамеренно уморительную халтуру берут 699 рублей (594 со скидкой), а на Западе — вообще $25 (порядка 1 400 деревянных). Поверьте, таких жертв она не стоит. Уж лучше и дальше ждать добавления Ксена в Black Mesa. Или, допустим, релиза Project Borealis. Главное, чтобы с ними не случилось «казуса Hunt Down The Freeman». А то будет совсем уж грустно.

 

Автор текста: Владимир Бычек

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.