Важнее DOOM и Fallout: почему игра про милых школьниц покорила мир?

Doki Doki Literature Club — бeсплaтнaя визуaльнaя нoвeллa, кoтoрую скaчaли три миллиoнa рaз в oднoм лишь Steam. Мнoгoтысячный культ oбoжaтeлeй сoздaёт любитeльскиe мoдификaции, скупaeт футбoлки, брeлoки и прoчий мeрч в oфициaльнoм мaгaзинe и бoгoтвoрит eё aвтoрa — нaчинaющeгo мoддeрa Дэнa Сaльвaтo. Кaк стoль нишевому творению удалось достичь бешеного успеха? И почему Doki Doki называют «лучшей аниме-игрой для тех, кто ненавидит японщину»? Что-то тут нечисто.

Что ещё за «Литературный клуб»?

На первый взгляд, Doki Doki Literature Club (DDLC) — классический симулятор свиданий в формате интерактивного романа. Главный герой — японский школьник, не проявляющий особенного энтузиазма к сидению за партой. Он даже никак не выберет себе клуб по интересам, который ученики обязаны посещать после занятий. Но на выручку приходит подруга детства Сайори, обаятельная гиперактивная одноклассница. Она вступила в литературный клуб Doki-Doki (яп. — «Тук-тук», звук сердцебиения) и предлагает последовать её примеру.

Все героини в сборе. Слева направо: Нацуки, Юри, Сайори, Моника

Мы — то есть тот самый безымянный юноша — решаем не спорить с приятельницей и плетёмся на заседание кружка книгочеев. Там встречают классические для дейт-сима типажи барышень: самая юная — импульсивная и капризная Нацуки, стеснительная и длинноногая Юри, уже знакомая нам Сайори и президент клуба Моника — королева местных школьных балов.

Геймплей, как и принято в визуальных новеллах, прост: читаем много текста, иногда выбираем один из предложенных вариантов ответа. Каждый игровой день заканчивается «написанием» стихотворения для дамы сердца: его нужно скомпоновать из предложенных слов. Скажем, утончённой Юри подойдут «искупление» и «страдание», а жизнерадостной Сайори — «фейерверк» и «солнышко». Так мы продвигаем романтические отношения.

Тот самый режим написания стихотворений

 

И зачем в это играть?

DDLC — не то, чем кажется. В какой-то момент геймер, сонно нажимающий на пробел ради пропуска клишированных диалогов, вздрогнет. Или закричит. Или пойдёт капать себе успокоительное дрожащими руками. Всё зависит от впечатлительности. Но это лишь начало — DDLC поймала в ловушку, и теперь играть будут нами, а не наоборот.

«Литературный клуб» действительно пугает — своей неожиданностью, беспощадностью к чувствам геймера и оригинальностью. Эффектнее всего работают два приёма. Во-первых, контраст между первым впечатлением и тем мракобесием, в которое стремительно превращаются посиделки после уроков. Хоррор-элементы воспринимаются в разы острее, если до этого нас два часа убаюкивали сахарными фразочками в духе «Знаешь, ты делаешь меня по-настоящему счастливой. Давай будем каждый день читать вместе?».

Один из многочисленных примеров фан-арта

Второй приём: разрушение четвёртой стены. Нет, DDLC не ломает её — а безжалостно крошит отбойным молотком, разбрасывая кирпичи во все стороны. Последний раз так изобретательно и талантливо по ту сторону экрана заглядывала The Stanley Parable.

«Доки-доки» — интерактивный роман. Он, как и любой достойный представитель жанра, достигает такого уровня вовлеченности, которому позавидуют даже здоровенные RPG на сто с лишним часов прохождения. Вспомните, сколько слёз пролито интернетом над «Бесконечным летом», — ещё одной визуальной новеллой, покорившей тех, кто раньше плевался на аниме.

Главный герой — обезличенный персонаж, а потому мы невольно ставим на его место себя. И воспринимаем все трагичные и пугающие события так, будто они происходят с нами, а не с условным NPC.

Для игры созданы сотни фанатских модов. Некоторые из них весьма… специфичны

Когда будете проходить Doki Doki повторно (а вы захотите, даже не сомневайтесь), то поймёте — она просто пестрит намёками о приближающейся катастрофе. Но вы их не видели, потому что были искренне погружены в отношения с девушками.

Эта новелла продумана и выверена до мелочей. Она знает, как будет действовать геймер, чего он хочет и боится больше всего. Она безжалостно манипулирует эмоциями читателя.

 

Убедили. Как поиграть?

Первым делом скачайте в Steam или на официальном сайте. Это совершенно бесплатно. Если нужно, поставьте фанатский русификатор, — он отличный. А теперь выключайте интернет и обрывайте связи с внешним миром.

Значки по три доллара за штуку из официального магазина мерча

Doki Doki Literature Club можно — и нужно! — проходить за один присест. Иначе среди друзей обязательно найдётся тот, кто захочет всё проспойлерить. Любые статьи, руководства и персональная Wiki бесстыдно пестрят информацией, которую раньше времени видеть не следует.

Очень важно подготовиться морально и не отмахиваться от предупреждений, что новелла не рекомендована детям и слишком впечатлительным людям. Она действительно опасна, безжалостна и жестока. Это «Забавные игры» Ханеке от мира электронных развлечений. Эта история влюбит в себя, а потом разорвёт на части, оставив подергивающееся тело наедине с пустым белым экраном. Осколки души, разума и прочих метафизических субстанций долго придётся выметать из-под своей кровати. Нет уверенности в прочности психики? «Не лезь, оно тебя сожрёт».

Ох, этот взгляд вы запомните надолго

Это не шаблонная пугалка, дабы избежать претензий РКН, а искренняя забота о наших читателях. Слишком впечатлительны? В последнее время испытываете эмоциональные проблемы? Тогда не стоит, правда. Не воспринимайте «Доки-доки» как уютное чтиво, которое поможет ненадолго отвлечься от проблем. Тысячи игроков совершили эту ошибку — и ничем хорошим это не кончилось.

 

А что насчёт сиквела?

Слухов много, а официальной информации нет. Даже во время сессии вопросов-ответов на Reddit автор умело избегал фраз о новом проекте. Говорят, что продолжение выйдет в 2018-м. И, скорее всего, будет не сиквел, а отдельное произведение в той же вселенной.

Своим «Литературным клубом» разработчик Дэн Сальвато поставил планку очень высоко — сможет ли повторно оправдать надежды сотен тысяч поклонников? С другой стороны, ожидали ли мы чего-то особенного от бородатого моддера-новичка, коим был Сальвато пару лет назад, и от новеллы, собранной на примитивном бесплатном движке Ren’Py? Едва ли. А ведь получилось! И нет никакого резона предполагать, что не получится ещё раз.

 

Автор текста: Даниил Огилец

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.