Со дна постучали. 10 грехов фильма «Tomb Raider: Лара Крофт»

Фильмы пo мoтивaм видeoигр прoкляты. Ужe скoлькo лeт гoлливудскиe вoрoтилы пeрeнoсят знaмeнитыx пeрсoнaжeй и иx приключeния нa бoльшoй экрaн… a рeзультaт пoчeму-тo всeгдa oдин — трэш. Инoгдa вeсёлый, нo чaщe всeгo рaзoчaрoвывaющий. Oднaкo нaдeждa умирaeт пoслeднeй — пo крaйнeй мeрe, тaк думaл кoррeспoндeнт 4PDA, кoгдa oтпрaвился пoсмoтрeть «Tomb Raider: Лaрa Крoфт» в минувшee вoскрeсeньe. Мaлo ли, вдруг звёзды сoшлись и пoлучилoсь дoстoйнoe кинo?

Нeбoльшoe пoяснeниe: мы xoтeли пoдeлиться впeчaтлeниями — тoлькo вoт нe пристaлo пoртaлу o тexникe публикoвaть рeцeнзии нa кoммeрчeскoe кинo. Кaк быть? Изoбрeтaть! Пoэтoму вмeстo привычнoгo oбзoрa рeдaкция рeшилa сдeлaть кoe-чтo пoинтeрeснee. Спeшитe любить и жaлoвaть: дeсять прoмaxoв нoвoгo экшeнa o рaсxититeльницe грoбниц. Oтклaдывaeтe дeньги нa культпoxoд? Нe знaeтe, чeм зaнять сeбя нa выxoдныx? Тoгдa удeлитe пaру минут — вoзмoжнo, этo спaсёт жизнь вaм и вaшeму кoшeльку. Итaк, в нoвый Tomb Raider нe пoпaли…

 

Лaрa Крoфт

Ирoничнo, учитывaя нaзвaниe лeнты, нo фaкт. Гaрaнтируeм — пo oкoнчaнии сeaнсa пoклoнники aнглийскoй aристoкрaтки уйдут ни с чeм: вмeстo сaркaстичнoй, xaризмaтичнoй, бoйкoй лeди нa бoльшoм экрaнe пoкaзaтeльнo стрaдaeт и прeвoзмoгaeт нeзнaкoмaя дeвицa. Сильнaя и нeзaвисимaя — бесспорно, но вместе с тем скучная и абсолютно плоская.

Опережая поток шуток на известную тему — нет, Алисия Викандер здесь ни при чём, речь не о размере бюста героини. Напротив: актриса, даром что плохо вписывается в титульную роль по внешним данным, старается больше всех — она довольно естественно смотрится в образе непутёвой, но смелой пацанки. Как знать, будь у ленты сценарий получше, Викандер могла бы стать настоящей экшен-героиней! Только вот персонаж бедняжке достался совершенно не тот.

Местная Крофт — не увлечённая авантюристка из приключений 90-х. Не адреналиновая наркоманка из дилогии Анджелины Джоли. И даже не жертва обстоятельств из ребута, эпизоды которого киноделы так старательно воссоздают то тут, то там. Здешняя Лара — просто девочка в грязной майке, тинейджер, откусившая больше, чем может проглотить.

Справедливости ради — да, она разгадывает ровно одну загадку в духе игр, а в финале обзаводится парными пистолетами. Но в то же время героиня догадывается обо всём с подач отца и пьяных китайских рыбаков, и какой-то особой страсти к изучению древности Крофт не демонстрирует. Более того, особой эрудицией барышня тоже не блещет — ей далеко до своего прообраза, который хлебом не корми, дай ввинтить в диалог какой-нибудь занятный исторический факт. Львиную долю хронометража героиня просто выполняет сюжетные функции со страдальческой миной на изгвазданном лице. Без восторга, без энергетики — словно пленница посредственного боевичка категории «Б».

 

Интересные персонажи

Когда главный персонаж оказывается пресным и скучным, обычно на выручку приходят его друзья и враги, чтобы хоть как-то скрасить происходящее на экране. Но только не в случае «Лары Крофт»: её каст просто зубодробительно (и заразительно!) уныл.

«Господи, и что я здесь забыл?»

Дело даже не в умирающих от скуки актёрах — виноваты безжизненные образы, связавшие профессионалов по рукам и ногам. Скажем, Матиас Фогель, главный злодей картины, не вызывает абсолютно никаких эмоций — во многом потому, что он выглядит и ведёт себя как потрёпанный жизнью бухгалтер, а не жестокий предводитель армии наёмников. Никакой искры, никакой страсти: Матиас (да и Уолтон Гоггинс, чего греха таить) просто отрабатывает чек. Как из столь плоского персонажа с вселенской грустью во взгляде сделать яркого антагониста? Никак. Где Беллок, где Мола Рам, чёрт побери?

То же самое можно сказать про персонажей Дэниела Ву и Доминика Уэста: не худшие артисты, но заняться им здесь нечем — разве что устало бубнить банальности. «Если ты смотришь это, значит, меня уже нет в живых», — печально вещает Ричард Крофт с экрана камеры Sony. Забавно, ведь многие зрители к тому моменту тоже умерли — со скуки.

 

Внятный и законченный сюжет

От адаптаций видеоигр никто не ждёт чудес по части истории — главное, чтобы публика не зевала, а на хромающую логику и парад клише можно закрыть глаза. Увы, создатели «Tomb Raider: Лара Крофт» и здесь сели в лужу: вместо блокбастера в кинотеатры завезли откровенно незавершённый телефильм, в котором каждая реплика предсказуема, сюжетные повороты просматриваются за версту, а от количества совпадений голова кругом идёт. Господи, как же так?

Ответ прост. Взяв за основу сценарий перезапуска TR 2013 года, Женева Робертсон-Дуорет, Алистер Сиддонс и Ивэн Догерти в первую очередь срезали (немногое) хорошее из текста Рианны Пратчетт, заменив интересные детали на откровенный полуфабрикат. Например, Лара больше не наивная студентка, волею случая оказавшаяся на острове погибших кораблей Яматай. Теперь она прекрасно знает, на что подписывается, и просто ищет пропавшего отца. А её папенька Ричард — вовсе не простой исследователь, а настоящий борец со злом, готовый на всё, лишь бы не дать опасным артефактам попасть не в те руки. И чтобы обеспечить ленту очевидным чёрно-белым конфликтом, а также пушечным мясом и мишенями для стрел, место спятивших культистов заняли невнятные солдафоны таинственной корпорации «Тринити» — именно они взяли в плен непутёвого главу семейства Крофт.

Вот так драма о выживании и взрослении превратилась в очередной экшен-фильм про спасение мира от недоделанных иллюминатов. Прогресс! А завершается картина ужасающим намёком на сиквел — как говорится, бойтесь, очень бойтесь.

 

Мистика и фантастика

В Tomb Raider, как и в фильмах про Индиану Джонса, всегда остроумно переплетались историческая правда и откровенные выдумки: за 20 лет своей карьеры Лара Крофт успела разрушить десятки оживших статуй, встретилась лицом к лицу с множеством мумий и даже вернула весьма болтливому висельнику его вырезанное сердце. Да что там — археологиня расстреливала динозавров уже в дебютном приключении 1996 года. Даже упирающий на реализм перезапуск — и тот не обошёлся без сверхъестественных элементов вроде армии самураев, погребённой вместе с императрицей Химико.

Но то видеоигры. Любители кино, как известно, не любят сверхъестественное и таинственное, им подавай правду жизни. Поэтому сценаристы решили плюнуть на дух первоисточника и пойти по стопам Uncharted и «Скуби-Ду». Нет, дамы и господа, никакого проклятия, никаких суперартефактов с божественной силой сюда не завезли: лишь [СПОЙЛЕР] биологическое оружие в запечатанном саркофаге. Кажется, где-то мы уже видели это… Ах да. В Drake’s Fortune 10 лет назад. Помните, как Naughty Dog обвиняли в краже идей у Core Design и Crystal Dynamics? Ах, как летит время.

 

Экзотика

Ругайте сколько угодно геймплей, управление, сюжет, но вот в чём ни одной из частей Tomb Raider не откажешь, так это в разнообразии декораций. Египетские пирамиды! Африканские джунгли! Великая Китайская стена! Атлантида! А чем же порадует Голливуд?

Если надеетесь, что фильм обрадует подобными кадрами — спешим разочаровать

Серыми переулками Лондона. Пятиминутным эпизодом в китайском порту. Невероятно дешёво снятыми тропиками. А также тёмной пещерой с парой ловушек и условно-японской гробницей Химико (больше напоминающей чей-то гараж). Аж дух захватывает! Самое смешное, что в Tomb Raider 2013 действие тоже происходило на острове Яматай. Но дизайнеры Crystal Dynamics сумели вдохнуть жизнь в клочок земли, затерянный в океане. Лара путешествовала по бункерам времён Второй мировой, пробивалась через леса, взбиралась на горы и радиовышки, заглядывала в гробницы, собирала всячину на усеянном обломками кораблей берегу, ныряла в реку крови… На фоне первоисточника экранизация смотрится до обидного камерно и бедно — словно какой-то телесериал из нулевых. И после этого кто-то говорит, что кино — это искусство.

 

Качественно снятый экшен

Трясущаяся камера, тёмные пещеры, отвратительный монтаж и безыскусная хореография. Нет, речь не о финале «Чёрной пантеры». Добро пожаловать в удивительный мир «Tomb Raider: Лара Крофт» — боевика, который поставлен хуже, чем любительские ролики на YouTube. Не верите, думаете, краски сгущаем? Тогда посмотрите трейлер — в нём собрали почти все яркие моменты картины. Удобно, даже в кинотеатр можно не ходить.

Скажем честно: поначалу искренне хотелось добавить в текст пару острот в адрес режиссёра, сравнить его подход к съёмке экшена с записями драк в английских пабах или что ещё похлеще. Но после столь невнятно снятого триллера у нас просто нет подходящих слов. Цензурных, по крайней мере.

 

Спецэффекты и красивая картинка

Казалось бы, 90 миллионов долларов достаточно, чтобы сделать красивое кино с добротными эффектами. Предположение взято не с потолка: «Аннигиляция» Алекса Гарленда обошлась в «жалкие» $55 млн, а знаменитый «Район №9» Нила Бломкампа стоил и того дешевле. Так почему же «Лара Крофт» сработана настолько стыдно и бюджетно, несмотря на модное нынче 3D?

Официальные концепт-арты ленты выглядят куда роскошнее самого фильма

Серьёзно: когда приключенческий экшен 2018 года то и дело демонстрирует CGI прямиком из середины 90-х — это даже не смешно. И ведь не скажешь, что сцен, где нужна компьютерная графика, много: от силы две-три на два часа. В чём проблема? Какого чёрта комбинированные съёмки голливудского блокбастера сделаны на уровне «Ёлок»? Загадка. Впрочем, здесь можно провести занятную параллель: ленты с Джоли тоже поражали в своё время устаревшими (безбожно устаревшими) эффектами. Может, так авторы новинки просто решили уважить классику. Интересный способ, ничего не скажешь.

 

Бьющий в цель юмор

Разочаруем поклонников легковесной дилогии «Расхитительница гробниц» — авторы новой экранизации считают, что история взросления знаменитой авантюристки должна быть подчёркнуто серьёзной, даже мрачной. Минимум шуток, минимум сарказма, потому что, понятное дело, развлекательное кино должно вгонять в депрессию.

Нет, Лара, ты должна страдать! Сомневаться в себе!

Впрочем, нет, стоп! В «Ларе Крофт» есть пара хохм в самом начале — хохм столь предсказуемых и неловких, что они тут же выветриваются из памяти. Ха-ха, секретарь принимает наследницу Croft Holdings за бедного курьера! Вот умора, какой дурак! Не спасает ленту даже Ник Фрост: британский комик появляется в двух сценах и, по факту, ничего интересного или забавного не говорит. Это так, ещё одно знакомое лицо для тех, кто в теме. Эх, уж лучше бы позвонил Эдгару Райту и Саймону Пеггу: столько лет ждём «Типа крутых легавых 2»…

 

Атмосфера грандиозного приключения

Есть фильмы, которые заряжают хорошим настроением на весь день. Примеры очевидны: именно такими были первые три части «Индианы Джонса» и «Мумия» конца 90-х (с Бренданом Фрейзером). Там и отважные герои, и бодрящая музыка, и изобретательные трюки… Включил на пару минут, вспомнить пару шуток — и залип до самого финала. Магия кино как она есть.

«Tomb Raider: Лара Крофт» же вызывает скорее обратный эффект — он отвращает. Не мудрено: авторы делают всё, лишь бы зрителю было неуютно. Например, серо-коричневая цветовая гамма быстро утомляет, минимум панорамных съёмок создаёт впечатление камерности и дешевизны, а общая медлительность повествования просто-напросто вгоняет в сон. Кажется, что никому этот фильм не был интересен — ни режиссёру, ни сценаристам, ни актёрам (за исключением Викандер). Даже Junkie XL, композитор «Дороги ярости», и тот схалтурил.

А ведь перезапуск 2013-го года сразу брал геймера за живое — он стартовал, напомним, с вонючей пещеры, жертвоприношения и окровавленной Крофт с дырой в боку. Наверное, дело в том, что та суровая игра, несмотря на брутальность, всё равно ощущалась как настоящее приключение: в ней были зрелищные сцены, дух первооткрывательства и героиня, которую одновременно пугало и восхищало происходящее вокруг. Ей было интересно — интересно было и нам. Создатели киноадаптации же погнались за формой, оставили всё самое гадкое, но упустили саму суть.

 

Оголтелый трэш

Нынче модно смаковать плохое кино — ходить с друзьями на сеансы заведомо низкопробных фильмов, чтобы смеяться над их убогостью. «Не, ну ты видел эту дичь? Господи, что?!» Увы, в этом плане «Tomb Raider: Лара Крофт» тоже не развлечёт — Роар Утхауг снял невероятно скучное, заунывное и тупое, но в какой-то мере компетентное кино. Да, CGI местами убог, да, очевидная вата в бюстгальтере Викандер смотрится немного комично — а в остальном всё до обидного… прилично.

Актёры не переигрывают, камера и монтаж на приемлемом уровне, экшен приземлённый, а шуток (тонких, толстых, идиотских, каких угодно!) фактически и не завезли. Даже сюжет (за вычетом финальных откровений) ровный — вроде глупо и предсказуемо, а хихикать не над чем. Вот и сидишь в зале с каменным лицом, наблюдая за похождениями Лары, и ждёшь, когда же происходящее начнёт вызвать хоть какие-то эмоции.

Тут-то и вспоминаешь «Расхитительницу гробниц» с Анджелиной Джоли в титульной роли — картину безусловно слабую, но яркую, увлекательную, способную развлечь, особенно в компании. Новинка же лишь омрачает настроение, настолько в ней всё никакущее. Не тратьте время. Лучше пересмотрите какое-нибудь старое доброе кино с друзьями. Потом поблагодарите за сэкономленные 400-500 рублей.

 

Автор текста: Игорь Ерышев

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.