Обзор Marvel’s Spider-Man: главный супергеройский экшен года?

2018 гoд. Уютнo шуршит PlayStation 4. Нa 4К-экрaнe мeлькaют кaдры кoмиксoв, склaдывaясь в зaвeтнoe MARVEL. Звучит знaкoмый пo кинoвсeлeннoй мoтив. Дa, дружeлюбный сoсeд снoвa здeсь: нaстaлo врeмя лeтaть мeжду нeбoскрёбoв Мaнxэттeнa, пoдвeшивaя злoдeeв ввeрx тoрмaшкaми нa пaутинe. И пусть мы вeрим в сoврeмeнныe тexнoлoгии и в тo, чтo игру мoжeт спасти количество полигонов, Marvel’s Spider-Man — не тот случай. Ведь любят Паучка совсем за другое.

«Перестань взваливать на себя все проблемы этого мира»

Юный Питер Паркер подрабатывает в лаборатории, помогает тётушке Мэй в приюте для бездомных, пытается наладить отношения с бывшей девушкой Мэри Джейн и свести концы с концами, чтобы оплатить съёмную квартиру. А остальное время проводит, летая по-тарзаньи над улицами Нью-Йорка, где за каждым поворотом бесчинствуют головорезы криминального авторитета Уилсона Фиска. И даже после отправки толстяка в тюрьму на улицах не становится спокойно. Вместо старых врагов приходят ещё более опасные: они пользуются не битами, а энергетическим оружием, да и цели у них явно террористические. С каждым ударом злодеи становятся всё сильнее, угрожая не только Человеку-пауку, но и его союзникам.

Загадочные новобранцы криминала — далеко не единственная угроза. Уж сколько синяков набито, сколько раскрыто дел — за Паучком тянется очередь жаждущих мести врагов, совершённых ошибок и упущенных возможностей. Таким мы героя ещё не видели. В первые часы Marvel’s Spider-Man чувствуешь себя двоечником среди учёных: чем больше узнаёшь, тем больше возникает вопросов. Поначалу голова идёт кругом, но когда ситуация выравнивается, понимаешь, что сам уже стал частью этой истории.

Marvel’s Spider-Man так и тянет сравнить с тетралогией Batman Arkham. Но чёткая граница между Тёмным Рыцарем и Дружелюбным Соседом проходит не в геймплее. А там, где Человек-паук вдруг спрыгивает на тротуар, чтобы дать пять случайному прохожему, или подтрунивает над полицейской Юри Ватанабе, выдавая себя за мрачного «копа-паука». Как и Бэтмен, Паучок часто разговаривает сам с собой, но в то же время он постоянно контактирует с окружающими. Ему то и дело звонят, пишут сообщения, он по нескольку раз на дню меняет трико на клетчатую фланелевую рубашку и обратно, пока грань между «человеческим» и «супергеройским» не стирается окончательно. И тут нам дают поиграть за других персонажей, оттеняя уникальность Паркера.

 

«Выпендриваться будем?»

Спору нет, нынешний Питер оригинален. Даже в сравнении c предшественниками, каких мы повидали немало — от уважаемой Spider-Man: Web of Shadows до скоропостижно закрытой Marvel Heroes. Но в остальном Marvel’s Spider-Man собрана из цитат. Открытый мир — в традициях Ubisoft десятилетней давности, стелс напоминает Batman Arkham, а древа умений будто срисованы с Horizon Zero Dawn… Даже полёты на паутине — и те знакомы нам аж с 2000 года. Да, мощь PlayStation 4 позволяет нитям «физически достоверно» липнуть к зданиям, что влияет на траекторию полёта. Но что с того простому геймеру? Да и разработчики нарушают собственные правила: вот за что цепляется Паучок, когда летает над Центральным парком? Упс.

Существуй на свете жанр «лоскутного одеяла», Marvel’s Spider-Man стала бы его классикой. Только обычно игры с открытым миром строятся вокруг уникальной особенности: например, хакерство в Watch_dogs 2, система Nemesis в Middle-Earth: Shadow of War, модульность машин в Horizon Zero Dawn… В Marvel’s Spider-Man на роль краеугольного камня могла бы претендовать воздушная акробатика, но она слишком быстро выдыхается. А остальное мы так или иначе видели раньше.

 

«Нельзя быть дружелюбным соседом, если соседей нет!»

Нью-Йорк обаятелен в той же мере, что и Паркер. События разворачиваются на Манхэттене, и, хотя по размеру он уступает большинству современных открытых миров, город выигрывает за счёт вертикальности. Красота улиц зависит от ракурса: можно мчать над самой землёй, под возгласы зевак и гудки клаксонов, или взмыть на 200-250 метров выше крыш, откуда машины кажутся совсем игрушечными. Пусть игра и не поддерживает динамической смены времени суток и погоды, различные задания дают полюбоваться на сердце Большого Яблока и днём, и ночью, и в дождь, и под ясным небом. Жаль, что дальше такой эстетики дело не заходит.

По-настоящему живого города у Insomniac не получилось: Нью-Йорк — лишь красивая декорация. Здесь можно вскарабкаться на башню Мстителей и Эмпайр-Стейт-билдинг, полетать над Таймс-сквер или сфотографировать Бруклинский мост. Но по дорогам ездят машины, с которыми нельзя взаимодействовать, а массовки хватает лишь на то, чтобы заткнуть уши в момент взрыва. Жизнь бьёт ключом только в твиттере главного героя, куда можно заглянуть через основное меню.

Искусственный интеллект — не самая сильная сторона Marvel’s Spider-Man. Даже враги, которым сам бог велел быть умнее случайных прохожих, полагаются на два-три приёма, прут напролом и закономерно получают по заслугам. Зато боевая система подстёгивает фантазию. Едва Паучок набирает пару десятков уровней, сражения превращаются в шоу, каких мало. Пускай разработчики и не пытались создать аналог знаменитой «бэтменской» системы FreeFlow, они оторвались на полную, придумывая гаджеты. Тут и паутинные бомбы, и растяжки для бесшумного устранения врагов, и даже генераторы поля левитации, поднимающие всех вокруг в воздух. А уж как это всё срабатывает — залюбуешься.

Заодно авторы красиво обошли проблему большинства игр с открытым миром. Вы ведь наверняка попадали в такие ситуации: второстепенные занятия увлекают не на шутку, но потом оказывается, что мир опустел и осталась одна забава — сюжетные «рельсы». Вот почему в Marvel’s Spider-Man все задачи, от сбора рюкзаков с памятными Паучку вещами до суровых испытаний Таскмастера (названного в русской версии Бригадиром), строго дозируются. Прошли блок сюжетных заданий? Игровой мир изменился в результате ваших действий? Значит, появились и новые виды развлечений. В общем, на Манхэттене не заскучаешь, о чём игра не стесняется напоминать, предлагая прогулку после каждой порции сюжета.

 

«Ты Человек-паук?!»

И всё же главное достижение Insomniac Games — это не захватывающие дух полёты, не сюжет, достойный знаменитой серии комиксов, и не выразительные персонажи. Нет, Marvel’s Spider-Man окутывает, словно старый мягкий плед. В виртуальном Нью-Йорке хочется остаться подольше, чтобы переживать за друзей Паркера, как за родных, посмеиваясь над неловкими репризами героя.

Человек-паук из комиксов стал популярен благодаря близости к обычным людям. Он — не патриот Капитан Америка, не миллиардер Железный Человек, не витающий в облаках маг Доктор Стрэндж. Он — простой и дружелюбный парень с соседней улицы. Insomniac Games удалось схватить саму суть героя. Поэтому его новые приключения, несмотря на творящиеся в кадре супергеройства, получились такими искренними. Это достоинство Marvel’s Spider-Man сложно переоценить.

 

Плюсы:

  • современная игра про Человека-паука;
  • персонажи, эмоции и поступки без фальши;
  • а заимствования из других игр — без фанатизма;
  • фирменный юмор Паучка;
  • фейерверк пасхалок и отсылок к комиксовой и кинематографической вселенным;
  • потрясающе красивый Нью-Йорк;
  • лучшая твиттер-лента в видеоиграх;
  • и, конечно, полёты на паутине!

Минусы:

  • Marvel’s Spider-Man не предлагает почти ничего нового;
  • противники глупы и не догадываются посмотреть наверх;
  • почти не раскрыт потенциал пространственных головоломок;
  • открытый мир на поверку оказывается лишь красивой декорацией.

Выходные данные

  • Платформа: PlayStation 4
  • Разработчик: Insomniac Games
  • Издатель: SCEE
  • Дата выхода в России: 7 сентября 2018
  • Локализация: полный русскоязычный перевод
  • Похожие игры: inFamous: Second Son, Horizon Zero Dawn, Watch Dogs 2, серия Batman Arkham
  • Стоит ли покупать сейчас? Да, особенно если вы любите Marvel

Скачать на PlayStation 4

Автор текста: Елена Покровская

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.