Обзор Detroit: Become Human: мыла нет, кинцо осталось

Спoсoбны ли рoбoты чувствoвaть? Сoпeрeживaть? Твoрить? Нeсмoтря нa гoды исслeдoвaний, учёныe нe дaют чёткиx oтвeтoв. И тaм, гдe бeссильнa нaукa, нa пeрвый плaн выxoдит xудoжeствeнный вымысeл. В прoшлoм гoду с пoмoщью NieR: Automata дo истины пытaлся дoкoпaться Тaрo Йoкo. Тeпeрь свoй взгляд нa прoблeмы искусствeннoгo интeллeктa рeшил прeдстaвить Дэвид Кeйдж — aвтoр интeрaктивныx триллeрoв Heavy Rain и Beyond: Two Souls. Ну чтo, рeбятa, мыльцo?

Пo лeзвию

Нeдaлёкoe будущee. Тexнoлoгии сoвeршили oчeрeднoй скaчoк, a нaрaбoтки Boston Dynamics oстaлись в прoшлoм: aндрoиды ужe срeди нaс, свoим видoм и пoвeдeниeм eдвa oтличимыe oт oбычныx людeй. Нeзaмeнимыe пoмoщники и дeшёвыe рaбы в oднoм лицe, «дeти» кoмпaнии CyberLife гoдaми выпoлняют сaмую нeблaгoдaрную рaбoту, снoся унижeния сo стoрoны всeмoгущиx xoзяeв. Нo ничтo нe вeчнo: внeзaпнo в Дeтрoйтe oдин зa другим нaчинaют пoявляться дeвиaнты — мaшины, кoтoрыe oбрeли сaмoсoзнaниe.

Зa считaнныe мeсяцы человечество оказывается на пороге войны со своим величайшим творением. Теперь, в самый тёмный час, судьба мира зависит от действий отнюдь не людей, а обычных роботов. Маркус, дворецкий старого художника, оказывается на улице в результате несчастного случая. Коннор, полицейский, охотится на «сломанных» собратьев и пытается выяснить причину их сумасшествия. Кара, домработница, сбегает с дочерью своего владельца, когда тот поднимает руку на собственное дитя. Героев ждут невероятные приключения, а их пути не раз пересекутся. И кто знает, чем закончится их удивительная история?

 

Свет, камера, позор

Видеоигры давно делаются с оглядкой на Голливуд. Геймдизайнеры подсматривают у режиссёров приёмы, заставок из года в год всё больше, а традиционный геймплей регулярно подменяют зрелищными QTE. Создаётся впечатление, будто разработчикам хочется «снимать» фильмы, а не лепить конвейерные блокбастеры. Только мало кому хватает смелости заявить об этом открыто. Мало кому, кроме Дэвида Кейджа и его студии Quantic Dream.

В отличие от других именитых команд, французская компания давно перестала маскироваться: ещё с 2005 года она занимается исключительно интерактивным кино, где нет места ни перестрелкам с террористами, ни босс-файтам, ни прочей отвлекающей от повествования ерунде. Логика Кейджа безупречна: индустрия и так завалена шутерами вроде Call of Duty, почему бы не сделать нечто самобытное? Но для создания подобных шедевров нужно умение. Талант. И вот ведь незадача: ничего другого, кроме голого энтузиазма, у француза-то и нет.

Omikron: The Nomad Soul, Fahrenheit, Heavy Rain, Beyond: Two Souls… Каждый его опус — история о том, как хорошую идею загубили дурным исполнением. Что ни игра, то красивая пустышка — увлекающая на первых порах, а потом, ближе к финалу, разваливающаяся на куски. Так что от Detroit: Become Human (с её-то банальным зачином) сложно было ждать чего-то хорошего. И всё же старина Кейдж нашёл чем удивить.

 

Дубль

Detroit — подчёркнуто кинематографичное приключение, повествующее о судьбах сразу нескольких персонажей. Как и раньше, от игрока требуется сравнительно немного: ходить по локациям, собирать или рассматривать мусор, много разговаривать, проходить изощрённые QTE и выживать. Да-да, в отличие от многих собратьев по жанру, в Become Human (как и в приснопамятной Heavy Rain) герои могут умереть, и сюжет спокойно двинется дальше — правда, уже в сторону плохой концовки. Здесь вам не миролюбивые квесты LucasArts.

Уже со вступительных глав новинка воспринимается как одна большая работа над ошибками — словно все эти годы авторы штудировали рецензии на свои творения, выбрасывали неудачные элементы и сохраняли работающие. На выходе получился эдакий сборник «лучшее из». Ставим галочки: футуристический мир а-ля Omikron (увы, без Дэвида Боуи), интригующее вступление Fahrenheit с десятками вариантами развития событий, эпизоды-расследования, смертность протагонистов и элементы интерфейса Heavy Rain, голливудские актёры прям как в Beyond. Даже главное меню напоминает начало The Nomad Soul — только вместо низкополигональной модели четвёртую стену ломает красивая девушка. Постарайтесь не краснеть.

И вроде бы всё знакомо, привычно, но ругаться не на что: с точки зрения геймдизайна игра сделана с умом. Даже привычные жанровые недостатки здесь, в новом контексте, смотрятся не так страшно и критично. Роботы изъясняются как-то неестественно, не по-человечески? Логично, железяки же! Невидимые стены мешают изучать локации? Конечно, программа не позволяет отклоняться от заданного курса! Пули не убивают и даже не замедляют персонажей во время экшен-сцен, а раны слишком быстро заживают? Машины, что с них взять.

Впрочем, это скорее приятные мелочи — по-настоящему впечатляет в Detroit: Become Human другое. Здесь (в отличие от сериалов какой-нибудь Telltale) решения, принятые геймером по ходу «фильма», действительно влияют на происходящее — весьма заметно меняют историю. Линейное на первых порах повествование со временем разветвляется: открываются уникальные мини-эпизоды, варьируются даже мимолётные диалоги и отдельные главы. Да и концовки определяются не выбором конкретной сцены в финале, а целым рядом не всегда очевидных моментов. Насколько тщательно Коннор изучал места преступлений? Сумела ли Кара сбежать от хозяина? И как?

Концептуально механика напоминает «эффект бабочки» Until Dawn (или более раннюю Blade Runner от Westwood): сделал что-то или сказал — готовься к последствиям, спуску авторы не дадут. Разве что в ужастике Supermassive Games было гораздо меньше вариаций развития событий: в этом плане камерному хоррору сложно тягаться с киберпанковским эпосом. Работу сотрудники Quantic Dream проделали немалую, и они не стесняются это демонстрировать, рисуя в финале каждой главы гигантские схемы, похожие на запутанную хронологию какой-нибудь Metal Gear Solid. Хороший способ замаскировать экраны загрузки!

Иными словами, с точки зрения геймплея новинка и впрямь удалась. Взяв лучшее из своих прежних творений и позаимствовав пару чужих изобретений, авторы наконец-то выполнили обещание: выпустили настоящее интерактивное кино. Ура? Ура. Но, к сожалению, Detroit — всё ещё игра Дэвида «Нужно больше эмоций» Кейджа. Со всеми вытекающими.

 

Будь человеком

Увы, за пять лет, прошедшие с премьеры Beyond, глава Quantic Dream так и не научился писать хорошие сценарии. Даже с помощью новых ассистентов и редакторов всё, что он сумел сочинить, — это в лучшем случае посредственная мелодрама о расизме, где роли угнетённых негров отвели бездушным андроидам. Пошлые метафоры и неуклюжие отсылки к реальным историческим событиям (вплоть до нацистских концлагерей!) прилагаются.

Признаться, очень забавно наблюдать настолько очевидную и бесхитростную ерунду в 2018 году. Тут нет ярких новых идей, невиданных научно-фантастических концепций, или уникального взгляда на проблемы AI. Вместо этого — сплошное повторение изученного с кучей громких слов, высокопарных пошлостей и обязательными слезами на искусственных глазах. Герои все до единого составлены по учебнику архетипов и общаются такими махровыми банальностями, что временами игра граничит с самопародией. Порой даже кажется, вот-вот из-за угла выйдет лейтенант Фрэнк Дребин из «Голого пистолета» — и всё встанет на свои места. Но это было бы слишком тонко. Хорошо хоть обошлось без бреда в духе Heavy Rain, то есть попыток поразить и перевернуть происходящее с ног на голову, кое-как. Здесь всё укладывается в хрупкую логику сказочной киберпанковской вселенной, где робоприслугу можно купить за жалкие 899 баксов, а Канада — это футуристическая Страна Чудес.

Впрочем, не всё так грустно. Есть в Detroit и неплохие сцены — да такие, что даже не стыдно смотреть! Сосредоточены они преимущественно в сюжетной линии Коннора (которому приходится отыгрывать бадди-муви в духе сериала «Почти человек»). Там и юмор, и «химия» между двумя непохожими напарниками, и вполне себе толковые диалоги почти без дурацких «соплей», от которых впору закатывать глаза. Глядя на удивительные приключения андроида и сварливого детектива Андерсона, то и дело задаёшься вопросом: «На кой чёрт вообще этой игре два других протагониста?»

А всё просто. Маркус — для раздражающего морализаторства. Кара — для дешёвых эмоций, о которых вот уже сколько лет продолжает кричать с трибуны сентиментальный творец по имени Кейдж. Что ж, пусть — в отличие от всё той же Heavy Rain, в новинке у каждого из героев есть пара действительно неплохих моментов. А в крайнем случае андроидов можно спокойно пустить в расход. Ничего страшного — они ж не люди!

 

Освободите нас

Detroit: Become Human — игра невероятно фрустрирующая. Не потому что плохая — напротив, она очень даже приятная. Достойная того, чтобы потратить на неё тысячу-две рублей во время распродажи. Просто проходя её по второму разу, открывая новые ветки сюжета и посмеиваясь над пикировками Коннора с Андерсоном, то и дело задумываешься: а какой могла стать эта история, напиши её компетентный сценарист вроде Сэма Лейка?

Тем не менее Detroit, вне всяких сомнений, — лучшее творение Quantic Dream. Самое красивое, интересное и наименее глупое. Проблема лишь в том, что титул «лучшего интерактивного фильма Дэвида Кейджа» — довольно слабая похвала. Впрочем, прогресс налицо. В стране слепых и одноглазый — король.

 

Достоинства:

  • действительно ветвящийся сюжет;
  • занятные, пускай и простенькие, полицейские расследования;
  • потрясающая картинка и спецэффекты;
  • отличная актёрская игра;
  • замечательный саундтрек;
  • ряд неплохих улучшений формулы Fahrenheit и Heavy Rain;
  • пара действительно неплохих сцен;
  • совершенно феноменальный Клэнси Браун;
  • это лучшее творение Дэвида Кейджа.

Недостатки:

  • глупый, клишированный и крайне претенциозный сюжет;
  • несколько откровенно затянутых глав;
  • интересный, но крайне нелогичный мир будущего;
  • неряшливо снятые и смонтированные экшен-сцены;
  • кое-как отрабатывающий свой чек Лэнс Хенриксен;
  • это всё ещё «игра» Дэвида Кейджа.

Выходные данные

  • Платформы: PlayStation 4
  • Разработчик: Quantic Dream
  • Издатель: Sony Interactive Entertainment
  • Издатель в России: «СофтКлаб»
  • Дата выхода в России: 25 мая 2018
  • Локализация: полный русскоязычный перевод
  • Похожие игры: Fahrenheit, Heavy Rain, Beyond: Two Souls, Blade Runner, сериалы Telltale Games
  • Стоит ли покупать сейчас? Нет, лучше подождать большой скидки

Скачать на PlayStation 4

Автор текста: Игорь Ерышев

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.