Майнеры, лутбоксы, Half-Life 3: чем запомнился 2017 год

Нoвый гoд нa нoсу, и тeпeрь с пoлнoй увeрeннoстью мoжнo скaзaть, чтo 2017-й выдaлся знaкoвым для игрoвoй индустрии. Грoмкиe рeлизы и нe мeнee грoмкиe скaндaлы нaчaлись в янвaрe и будоражили до последних дней декабря. Как в одночасье потерять наработанный десятилетиями авторитет? Можно ли слепить на коленке самый популярный шутер на свете? Что не так с «мощнейшей консолью в истории»? О самых ярких событиях этих 12 месяцев — в нашем материале.

Крах Denuvo

Недавно система защиты Denuvo считалась «бичом пиратства», способным положить конец вечной войне издателей и слишком уж экономных потребителей. Но уже с начала 2017-го расстановка сил изменилась: народные умельцы взяли-таки непобедимую DRM на абордаж. И как!

Платформер Sonic Mania взломали за восемь дней, а файтинг Tekken 7 одолели за четыре. Total War: Warhammer II, FIFA 18, Middle-earth: Shadow of War и South Park: The Fractured But Whole и вовсе «сдались» всего за несколько часов. Лишь Assassin’s Creed Origins держит оборону — и то с помощью хитрых трюков и сторонних программ. В итоге многие клиенты компании, разочаровавшись в её методах, начали отказываться от некогда неприступной защиты. Так случилось с INSIDE, RiME, DOOM, Hitman и Mass Effect: Andromeda. Ура или увы? Решать вам.

 

Скандалы, интриги, EA

Mass Effect: Andromeda, кстати, стала головной болью для другой, ещё более серьёзной конторы — Electronic Arts. Скажем прямо: продолжение космооперы BioWare получилось, по мнению журналистов и геймеров, крайне неудачным. Мягко говоря. За низкими оценками, оскорблениями и шутками последовали слабые по меркам цикла продажи. А где финансовый провал, там и до заморозки серии недалеко. Надо ли говорить, что показательная казнь народного IP разозлила фанатов даже больше неудачного сиквела?

И это только начало. Осенью EA закрыла студию Visceral Games, известную по трилогии Dead Space, и очень неосторожно высказала опасения по поводу одиночных игр: мол, «недостаточно востребованы в нынешней среде». Иначе говоря — приносят мало денег. Прагматизм издателя довел геймеров до белого каления и породил немало дискуссий на тему места сингловых приключений на заваленном сетевыми экшенами рынке. Казалось бы, куда уж хуже, как ещё расстроить своих клиентов? Ответ подоспел в ноябре.

 

Феномен имени Грина

Если Electronic Arts в 2017-м только и делала, что опускалась на дно, то дела у корейской Bluehole, напротив, шли в гору. Успех и место в истории ей обеспечил, пожалуй, главный феномен года — многопользовательский шутер PlayerUnknown’s Battlegrounds, интерактивный аналог фильма/книги/комикса «Королевская битва».

Проект Брендана Грина (того самого PlayerUnknown из заголовка) появился в «раннем доступе» Steam в марте и за считанные месяцы побил множество рекордов. Он влёгкую обскакал по популярности такие столпы PC-гейминга, как CS: GO и Dota 2, поднял число одновременных пользователей Steam, разошёлся тиражом более 15 миллионов копий и даже стал настоящей гордостью Кореи. И всё это — не покидая Early Access, пережив распродажу без единой скидки и обойдясь без анимации перелезания через забор! Успех PUBG — один из ярчайших моментов последних лет: ни одна игра не становилась столь популярной так быстро. Чем триумф Battlegrounds обернётся для индустрии (помимо прорвы клонов разной степени паршивости) — пока не ясно.

 

Победа «Большой N»

Небывалый триумф ждал не только команду Bluehole — в 2017-м Nintendo наконец вышла из спячки и напомнила публике, кто в доме хозяин. Главным образом с помощью железа — как старого, так и нового. Например, SNES Classic Mini стала отличным подарком для ценителей ретро, а гибридную Switch вообще признали лучшим гаджетом сразу несколько серьёзных изданий. Абсолютно заслуженно, добавим от себя.

Впрочем, с софтом N тоже не подвела. Прорывные эксклюзивы The Legend of Zelda: Breath of the Wild и Super Mario Odyssey приняли на ура и обычные геймеры, и пресса. BotW дважды удостоилась звания «Игра года» (по версиям The Golden Joystick Awards и престижнейшей The Game Awards 2017). А Odyssey на время стала самым высокооценённым релизом в истории. На сайте-агрегаторе рецензий Game Rankings её рейтинг — 97,4%. Но и это не всё. С каждым месяцем библиотека Switch пополняется качественными портами ААА-тайтлов, вроде DOOM, The Elder Scrolls V: Skyrim и L.A. Noire. Так держать!

 

Возвращение AMD

Победным 2017-й был и для AMD. Долгое время «красные» не меняли микроархитектуру процессоров: отставание от Intel в плане эффективности из года в год становилось всё заметнее, пока некогда солидная контора окончательно не исчезла в тени соперника. Оказавшись фактически монополистом, «король процессоров» начал наглеть — и это, увы, сильно сказалось на темпах развития индустрии. Новинки от Intel всё реже предлагали что-то новое, а прирост их мощности от поколения к поколению впечатлял всё меньше. Но выбора у геймеров не было. Как бы слабо ни развивались чипсеты Intel, аналоги от других фирм они уделывали на раз.

Так продолжалось, пока трудяги из AMD не выпустили процессоры Ryzen. Новые модели имели разработанную с нуля архитектуру и не требовали «элитного» чипсета или «специальной» серии процессоров для разгона, что на некоторое время вывело их в топ. Соотношение цены и производительности новинок заставило вконец обленившуюся Intel шевелиться. Создателям i5 и i7 ничего не оставалось, кроме как ответить максимально агрессивно: снизить цены, нарастить количество ядер и потоков в потребительской линейке. Главный плюс для покупателей — возвращение здоровой конкуренции. Все в выигрыше. С возвращением, AMD! Мы скучали.

 

Майнинг, криптовалюта и все-все-все

GPU от «Красных», кстати, не только были признаны лучшими на VR-рынке, но и стали неотъемлемой частью криптовалютной истерии. Майнеры внезапно смекнули, что видеокарты компании лучше всего подходят для создания «денежных ферм» — и вышли на охоту. Печальный итог — пустые полки и горькие слёзы жаждущих апгрейда геймеров. Конец истории? Отнюдь. Исчезнувшие с полок магазинов карты повлияли на индустрию ещё одним, но менее очевидным образом: хитрецы сообразили, что криптовалюты удобно использовать для монетизации продуктов.

Одной из первых компаний, заметивших потенциальную выгоду в буме виртуальных денег, стала фирма Crytek, ответственная за серию Crysis и первую Far Cry. Сейчас немцы работают над внедрением собственной криптовалюты Crycash в шутер Warface. Будущее наступает — но не все верят в успех цифровых денег. Valve, например, отказалась от поддержки биткоинов на площадке Steam из-за их крайне нестабильного курса — оно и понятно, всего за один месяц стоимость биткоина выросла вдвое.

 

Valve и разочарование

Спорные решения команды Гейба Ньюэлла стали отдельной темой, которая горячо обсуждалась в уходящем году. Началось всё с анонса карточной Artifact: никто не ждал, никто не вдохновился. А потом бывший сценарист Valve Марк Лейдлоу опубликовал текст, подробно описывающий сюжет так и не вышедшего третьего эпизода Half-Life 2 — и пошло-поехало. Писатель не только оживил интерес к культовому проекту, но и высыпал самосвал соли на раны геймеров. Одни бросились разрабатывать самопальные шутеры по сценарным наброскам, другие просто обрушились с критикой на повелителя шапок и бога сезонных распродаж. Людей Ньюэлла обвиняли в инертности, нежелании развивать свои тайтлы и паразитировании на Dota 2 и микротранзакциях.

Киберспортивная индустрия, в свою очередь, тоже высказала претензии к легендарной компании. Она, по их словам, ужасно ленится, не хочет заниматься организацией турниров и не прислушивается к игрокам. Последней каплей, не на шутку разозлившей сообщество, стал внезапный анонс новой Portal. Полноценный сиквел? Какое там! Простецкий конструктор мостов, унаследовавший от оригинала лишь сеттинг. И разработкой его занимается даже не Valve! Терпение на исходе — и совсем скоро фанаты дойдут до точки кипения.

 

Фиаско Destiny 2

А вот Bungie, напротив, хотела задобрить аудиторию, выпустив под занавес уходящего года один из наиболее ожидаемых проектов современности — MMO-шутер Destiny 2. Геймеров почему-то сиквел хита трёхлетней давности особо не впечатлил. Видимо, потому, что сюжет не завезли, контента мало, а перечислять недоделки можно бесконечно. Да и про онлайн нельзя сказать, что «ни единого разрыва».

И ведь проблемы начались почти сразу. В день релиза мудрёная античит-система начала без разбору банить сотни PC-пользователей, использующих стороннее ПО. Затем выяснилось, что в игре нечестно начисляется опыт. А после выпуска Curse of the Osiris многие заметили, что часть старого контента отныне недоступна без нового DLC. Неувязка за неувязкой. Bungie с момента выхода проблемной Destiny 2 только и делает, что приносит одно извинение за другим, а народ всё больше разочаровывается в некогда многообещающем боевике. Печально, но факт.

 

CD Projekt RED, киберпанк и управленческий кризис

Не всё ладно и у авторов «Ведьмака» — по крайней мере, если верить популярному видеоблогеру YongYea и нескольким десяткам анонимных отзывов на сайте Glassdoor. Контент-мейкер провёл расследование и пришёл к выводу, что польская студия CD Projekt RED страдает от управленческого кризиса. Узнал он и о том, что сейчас долгожданный ролевой экшен Cyberpunk 2077, вполне возможно, оказался в производственном аду.

Впрочем, представители CDPR отказываются признавать наличие проблем. Сперва сплетни опровергли Адам Бадовски и Марчин Ивиньски, а затем и глава студии Адам Кичиньский. Он по мере сил попытался развеять слухи и успокоить публику. Однако Кичиньский не стал отрицать, что его подчинённые и правда работают на износ, «создавая лучшие игры на свете». Возможно, этим и объясняются негативные отзывы — но как знать. С финансовой же точки зрения дела у компании идут неплохо: рыночная стоимость польской студии превысила 2 миллиарда долларов.

 

Xbox One X — дорого, мощно, бесполезно

Релиз агрессивно рекламируемой «самой мощной консоли в истории» стал для многих важнейшим событием минувшей осени. И пускай Microsoft выкатила по-настоящему сильную «железку», без разочарований не обошлось. С одной стороны, Xbox One X действительно показывает в мультиплатформенных хитах картинку, заметно превосходящую Xbox One, да ещё и «уделывающую» ту же PlayStation 4 Pro.

С другой, малое количество поддерживаемых тайтлов и высокая стоимость сделали своё дело — бешеным успехом приставка пока не пользуется. Вредит репутации и отсутствие мощных эксклюзивов, хоть представители компании и утверждают обратное. Сейчас консоль «подкупает» только неплохой гонкой Forza 7 да временным полуэксклюзивом PUBG, который, как ни печально, в нынешнем состоянии вызывает лишь сочувствие к фанатам сетевого боевика. Хватит ли «прилизанных» версий мультиплатформы, пары уникальных релизов, обратной совместимости и звания «самой мощной консоли», чтобы оправдать конский ценник в 40 тысяч рублей? Загадка.

 

Полимеры Star Wars Battlefront II

Как же обойтись без главного скандала последних месяцев? Сиквел неоднозначной Star Wars Battlefront ещё до официального релиза снискал лавры самой ненавистной игры 2017-го. Виной всему микроплатежи. Да, номинально разработчики сделали их необязательными — все предметы можно получить при помощи старого доброго «гринда». Вот только на это требуется время. Много времени.

Столь бесчеловечный подход EA вызвал шквал негодования. Издатель моментально смекнул, что нужно срочно выкручиваться — и уменьшил стоимость героев в 4 раза, сопроводив сей ход объяснительным постом. Не помогло — тот за сутки собрал рекордное количество дизлайков в истории Reddit. Затем последовали бойкоты, плохие продажи, обвинения в создании похожей на игорный бизнес системы, даже разбирательства на самом высоком уровне. И это не говоря о том, что сам боевик (даже без учёта временно удалённых из неё микротранзакций) получился, по мнению журналистов, весьма посредственным. Пользовательский же рейтинг Battlefront II и вовсе смехотворен. Жадность фраера сгубила.

 

Верните мой 2007-й

Но хватит о грустном. В целом-то год получился на удивление удачным и запоминающимся. Вспомнить только, сколько мощнейших тайтлов справили в 2017-м юбилеи. Эпохальная Final Fantasy отпраздновала тридцатилетие. Легендарным Grand Theft Auto: Vice City и Mafia: The City of Lost Heaven стукнуло по 15 лет. Десятилетие отметили культовые Uncharted, Crysis, Assassin’s Creed, Mass Effect, The Orange Box и «Ведьмак». Даже небезызвестный Гейб Ньюэлл — и тот задул не один десяток свечей на торте: «отцу» всея PC-гейминга исполнилось 55 лет.

Что до релизов, то если нам и не «вернули наш 2007-й» с его горящим сентябрём, то по крайней мере попытались. Угодили всем. Любителям шутеров подарили отличный Wolfenstein II: The New Colossus и сравнительно олдскульную Call of Duty. Поклонников экшенов удивили новой Assassin’s Creed, фэнтезийной Middle-earth: Shadow of War и оригинальной Horizon Zero Dawn. Фанаты стратегий получили сразу несколько Total War’ов. Ролевикам достались прекрасные Divinity: Original Sin II и The Legend of Zelda: Breath of The Wild. С хоррорами тоже полный порядок — The Evil Within 2 и Resident Evil VII тому подтверждение. Даже ценителей платформеров ждал приятный сюрприз в лице Super Mario Odyssey и ремейка Metroid: Samus Returns.

Волнительные 12 месяцев, ничего не скажешь. Настоящие американские горки. Было много хорошего и плохого, было много весёлого и грустного. Остаётся надеяться, что 2018-й нас не подведёт. Правда, будет это не так-то просто. Уж очень высоко задрал планку год уходящий.

 

Авторы текста: Владимир Бычек, Игорь Ерышев

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.