Half-Life 3 не нужна: почему этот труп пора оставить в покое

Думaeтe, пeрвoe aпрeля прoшлo, a 4PDA никaк нe уймётся? Лaднo, oбoйдёмся бeз шутoк. И лишь для тoгo oткрoeм тeму, чтoбы зaкрыть eё рaз и нaвсeгдa. Вeдь дaжe срeди нaшиx читaтeлeй — сплoшь сeрьёзныx и скeптичeски нaстрoeнныx — пoпaдaются люди, ждущиe сaмую извeстную из нeсущeствующиx игр. Eщё бы: втoрoй эпизoд Half-Life 2 oбoрвaн нa пoлуслoвe, истoрия Гoрдoнa Фримeнa oстaвилa нeмaлo вoпрoсoв, a сoтрудники Valve бoлee дeсяти лeт дрaзнят нaмёкaми. Нo eсть ли пoвoд вooбщe чeгo-тo ждaть?

Прoдaётся миф, б/у, дoрoгo

Рукoвoдитeль Valve Гeйб Ньюэлл тoлькo внeшнe нaпoминaeт Сaнту, кoтoрый вoт-вoт прoбaсит «xo-xo-xo» и вручит дeтишкaм пoдaрки. Нa сaмoм дeлe oн бизнeсмeн, пoэтoму стрeмится выжaть мaксимум прибыли из минимaльныx влoжeний. Oтсюдa — бoйкaя тoргoвля шaпкaми в Team Fortress 2 и скинaми для Counter-Strike: Global Offensive, пaрaзитирoвaниe нa Dota 2 и кaртoчнaя Artifact вмeстo прoдoлжeния пoлюбившиxся сeрий. Дa чтo тaм, взглянитe нa Steam: благотворительной эту площадку никак не назовёшь. А теперь представьте, что у бизнесмена имеется бесплатный, но надёжный как швейцарские часы инструмент маркетинга.

Речь, конечно, о Half-Life 3. Используйте тройку в любом продукте или связанном с Valve событии — и это гарантированно вызовет шумиху в прессе, а значит, обеспечит и профит. Иногда достаточно просто попозировать на фоне монитора с рабочими набросками, сложить из пальцев трезубец или назначить конференцию на третье марта в 15:00, чтобы это обсуждали как минимум две недели. С другой стороны, любая новость о разработке игр компанией пробуждает Силу почище Джей Джей Абрамса: а вдруг? Вы до сих пор уверены, что Ньюэлл не умеет считать до трёх? Да он делает это лучше любого человека на Земле!

Однажды в интервью изданию Washington Post Гейб сказал, что 90% всех игр расходуют деньги своих создателей и лишь 10%, наоборот, зарабатывают. Приловчившись монетизировать не готовый продукт, а просто миф о нём, руководитель Valve открыл неожиданную глубину в своём же афоризме. Талантливый человек талантлив во всём.

 

Рисковое дело

Если от регулярного откладывания шутера в долгий ящик компании лишь польза, то объяви она о долгожданном анонсе, тут же создала бы ряд проблем. Ни для кого не секрет, что у Half-Life культовый статус. Первая часть сломала жанровый шаблон, предложив учёного вместо крутого морпеха в главной роли, беседы с нейтральными персонажами, полноценный сюжет, выглядевший на фоне Quake как откровение свыше. Да и атмосфера с графикой не подкачали. Сиквел 2004-го умножил эти достоинства на два — неслучайно он, по версии Metacritic, стал лучшей PC-игрой всех времён. Прибавьте сюда тот факт, что Valve не выпустила ни одного откровенно провального блокбастера, — и поймёте, какую ответственность наложила бы Half-Life 3 на своих авторов. Образно выражаясь, им пришлось бы прыгнуть выше головы. И не столько в материальном смысле, сколько в творческом.

Только вот энергии и гибкости для подобного трюка у них всё меньше. В 2007-м директор по маркетингу Дуг Ломбарди ещё мог сказать, что франшизу ждут новые свершения, а поклонникам стоит покрепче сжимать монтировки. Но эволюция индустрии не топчется на месте — сегодня ни один представитель Valve не рискует делать столь громкие заявления. Информацией разработчики делятся исподтишка, на условиях анонимности. Это подтвердил редактор портала Game Informer Эндрю Рейнер, который провёл собственное расследование. И выяснил, что какой-либо чёткой концепции нового эпизода Half-Life 2 или самостоятельной третьей части попросту не существует. Хотя эскизы, сделанные в свободное от работы время, и дают пищу для сплетен.

Утечки информации чаще всего связаны с внутренней политикой Valve, где хорошо относятся к частной инициативе. Если сотрудник находит какую-либо идею привлекательной, он волен развить её в конечный продукт — именно так, кстати, и возникла Dota 2, поскольку оригинальная версия пользовалась в офисе бешеной популярностью. Но «зелёный свет» проектам даёт лишь один человек — Гейб Ньюэлл.

В мае 2015-го он чётко выразил своё мнение: «Мы можем вернуться к нашей классике лишь по одной причине — если соберётся большая группа разработчиков, готовых в этом участвовать и способных толково изложить свои планы». Такие действительно нашлись, но вот беда — их оказалось слишком мало.

После заводящих в тупик поисков — то шутер хотели делать, то стратегию, то приключение с видеовставками на манер Night Trap — стало понятно очевидное. Создание такого же крутого, революционного, увлекательного экшена, какими запомнились первые две части, Valve уже не потянет. А выпускать ширпотреб ради хайпа, роняя тем самым планку качества, компании явно не с руки. Разве что — чисто гипотетически — возникнет ситуация, в которой Ньюэлл пойдёт ва-банк, чтобы уберечь свой бизнес от банкротства. Впрочем, учитывая его доходы, ждать подобного поворота событий можно хоть до полного терраформирования Марса.

 

Надежда — мой компас земной

Знаете, что ещё мешает выходу Half-Life 3, кроме благополучия Valve и бессмысленности борьбы за пьедестал шутеров с сюжетом? Как ни странно, фанаты. Те самые, что кричат «Даёшь HL3 — и всё тут!», но при этом вряд ли понимают, чего на самом деле хотят. Каким должен стать заветный боевик? Перенесённым на новый движок? С релизом на консолях, мультиплеером и кооперативным режимом? А может, стоило бы связать сюжет c событиями Portal или пролить свет на природу Джи-мена и его связь с Аликс Вэнс? Либо, наоборот, заложить совершенно новый вираж истории?

Проблема в том, что ярым поклонникам, как и яростным богам, никогда не угодишь. И разработчики с издателями прекрасно это понимают. Закрытие гештальта для многих чревато разочарованием. Неслучайно существуют люди, превратившие культ Half-Life 3 в культ её ожидания. А это, если подумать, совершенно разные вещи. Хотя футболки с оранжевой лямбдой выглядят стильно.

К тому же фанатов поразил странный недуг: чудеса организованности они демонстрируют только обсуждая инсайды из офиса Valve и туманные намёки в коде игр компании. Но сплотиться ради общей цели — кишка тонка, что наглядно доказывают акции, уже проведённые геймерами. В 2009-м, когда Ньюэлл принялся игнорировать тему, на форуме Steam появилась петиция с требованием раскрыть информацию о статусе разработки. Возмущение получилось вялым — пошумели и разошлись. В 2011 году пара канадских гиков устроила пикет под офисом: к ним вышел Гейб, парни с ним сфотографировались и были таковы.

Зимой 2012-го сообщество снова устроило «грандиозное» мероприятие — сеанс коллективной игры в Half-Life 2 ради поддержки работы над третьей частью. Стоит ли говорить, что к этому флешмобу присоединились лишь 13 тысяч человек? Страсти не утихают до сих пор, но выводы и результаты всё те же. Теперь представьте, как подобные акции выглядят со стороны: вроде заметен интерес, но не настолько огромный, чтобы Valve всё бросила и начала пилить новые приключения физика-ядерщика.

 

Хватит беспокоить мертвеца

Шутер 1998-го перевернул индустрию, и это понимают все. Только сделать из банальной фразы выводы сумел не каждый. Если вы так любите Half-Life, обратите внимание на наследие серии, ведь её идеи разобраны на цитаты десятками студий по всему миру. И чем ждать у моря погоды, лучше ещё раз пройти современные, красивые и качественные боевики — от BioShock Infinite до Wolfenstein: The New Colossus и Prey, — которые в той или иной степени унаследовали заветы Гордона Фримена. Протрите глаза: вот вам научно-фантастический сеттинг, а вот молчаливый герой, только вместо фомки он орудует гаечным ключом, а в роли хедкрабов выступают такие же юркие мимики. Король умер — да здравствует король.

И сравните перечисленное выше с фанатскими продолжениями, которые следуют не духу, а букве. Практиковать буквальность не так уж сложно: второй эпизод Half-Life 2 оставил немало намёков на перенос действия в Арктику, где во льды вмёрзло исследовательское судно «Борей», захваченное силами Альянса. Писатель Марк Лэйдлоу после увольнения из Valve поделился наброском сценария, выложив его в сеть с заголовком Epistle 3 — чем не подспорье для тоскующего фаната? Хотя, по словам того же сценариста, это скорее шутка, литературное упражнение, чем рабочий сюжет. Но оголодавшим по триквелу энтузиастам хватило и крошек со стола.

Одна команда взялась за Project Borealis, вдохновлённую набросками Лэйдлоу и возможностями Unreal Engine 4, другая выпустила Hunt Down The Freeman на движке Source — совершенно конспирологическую историю, где молчаливый физик с монтировкой представлен как плохиш. Стоит ли уточнять, что от этих и подобных им продуктов веет вторичностью? Геймплей десятилетней давности, знакомые персонажи и предсказуемый сюжет, сотни раз виденные монстры и декорации. Получается поделка «для своих»: для клуба фанатов, которых хлебом не корми — лишь бы лямбда стояла. Это как штурм фанерного Рейхстага: вроде на что-то похоже, но эффект уж не тот.

Напрашивается единственный вывод. Уже не важно, выпустит Valve «настоящую» Half-Life 3 или нет. Потому что сейчас проект представляет собой труп, от которого начинает смердеть, когда его трогают, пускай даже из благих побуждений. Давайте поступим по-человечески и предадим тело земле. С глаз долой — из сердца вон.

 

Автор текста: Александр Бурсов

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.