Fallout против Голливуда: почему поссорились Bethesda и Warner Brothers?

Этo лeтo выдaлoсь пo-нaстoящeму жaрким для любитeлeй судeбныx спoрoв и юридичeскиx битв. Снaчaлa мы стaли свидeтeлями стрaнныx рaзбирaтeльств мeжду PUBG и Fortnite, кoтoрыe в итoгe зaкoнчились ничeм. Зaтeм рaзгoрeлaсь нoвaя тяжбa мeжду гигaнтaми индустрии: Bethesda oбвинилa Warner Brothers в нaрушeнии aвтoрскиx прaв. Кaк тaкoe мoглo прoизoйти? Кто прав и кто виноват? Попробуем разобраться.

Кто все эти люди?

Первые два участника драмы в представлении не нуждаются. Но для тех, кто провёл последние лет двадцать-тридцать в сибирской тайге, напомним. Истец: Bethesda — компания из штата Мэриленд, ответственная за культовую ролевую серию The Elder Scrolls. Не говоря уже о разработке и издании таких хитов, как DOOM, Prey и, конечно, Fallout, права на которую принадлежат этому паблишеру с 2007 года.

Ответчик — Warner Brothers Interactive Entertainment, также известная как Warner Brothers Games. Её каталог не менее внушителен: WB, например, владеет франшизами Batman: Arkham, Injustice, Mortal Kombat и Shadow of Mordor.

Но, как ни странно, в этот раз спор касается отнюдь не консольных блокбастеров. Дело в том, что оба медиагиганта не гнушаются развлечениями для смартфонов. Вот вокруг них и развернулась первая часть марлезонского балета.

 

Что не поделили?

Симулятор Fallout Shelter доступен на iOS и Android с 2015-го. Здесь геймеру предлагается вжиться в роль сотрудника Vault-Tec, построить собственное убежище и заботиться о поддержании в нём жизни. И хотя не все фанаты культовой RPG оценили её превращение в условно-бесплатную жвачку, Shelter оказалась настоящим хитом: уже в день своего релиза она стала третьим по прибыльности приложением в App Store. К марту 2017-го игру скачали более 75 миллионов раз. После этого вышла версия для Steam. А в 2018-м дошла очередь и до консольных релизов: сначала «осчастливили» владельцев Xbox One, затем — PlayStation 4 и Nintendo Switch. Триумф? Безусловно. Но всё испортила одна досадная мелочь…

Мелочь эта называется Westworld Mobile. Бесплатная мобильная игра по мотивам сериала «Мир Дикого Запада» вышла в июне этого года. Скачавшие новинку очень быстро обнаружили невероятное сходство с Fallout Shelter. Конечно, тут нужно возводить не убежище, а парк развлечений, но в остальном — всё то же самое. Общие элементы заметила и Bethesda, подав в суд на WB. Калифорнийский медиаконцерн обвиняют в «вопиющем» нарушении авторского права.

Как такое произошло? Неужели в Warner Bros. Games не нашлось ни одного программиста, способного написать код для фритуплейной безделушки, и пришлось воровать продукцию у конкурентов? Всё гораздо проще: Fallout Shelter разрабатывала не Bethesda. Вместо этого создание поручили третьей стороне — монреальской студии Behaviour Interactive, которая более 10 лет делает игры по лицензиям. Она же — вот ведь совпадение! — отвечала и за Westworld Mobile.

Видимо, канадцы не стали долго мудрить: просто сдули пыль с движка Fallout Shelter и налепили на него новый арт — вот вам и «Мир Дикого Запада». Так, во всяком случае, считают юристы мэрилендского медиагиганта. А в доказательство приводят не только абстрактные сходства геймплея и общие идеи (как это было у Bluehole c PUBG). Код обоих симуляторов якобы почти идентичен. Даже баги движка, если верить судебному иску, осталиcь прежними. А по части багов, как известно, создатели Skyrim и Fallout 4 те ещё специалисты.

 

Разве это нелегально?

Казалось бы, что такого? Ну да, разработчики Westworld Mobile схалтурили. Но это лень, а не преступление. За такое можно оштрафовать и занести программистов в чёрный список — но уж точно не тащить в суд. Вот только, согласно условиям контракта, конечный продукт полностью принадлежит заказчику (Bethesda), а исполнитель не может задействовать его для извлечения дополнительной прибыли и передавать третьим лицам. То есть канадцы, написавшие Fallout Shelter, не имели права пользоваться своими наработками для других проектов.

Представители WB с такой точкой зрения категорически не согласны. Юристы корпорации поспешили опровергнуть претензии истцов: мол, у Warner, как у одного из крупнейших в мире производителей контента, даже в мыслях не было что-то подворовывать из чужого релиза. И, конечно, заказчик ни в коем случае не предлагал Behaviour Interactive использовать код Fallout Shelter для Westworld. Вот они и не использовали. Впрочем, об этом в Warner Bros. знает исключительно со слов представителей Behaviour Interactive.

 

И что теперь будет?

Если издатели не смогут договориться и дело дойдёт до суда, самые серьёзные последствия ждут в первую очередь монреальскую фирму. Обвинения в нарушении авторского права и несоблюдении договора могут стоить горе-плагиаторам не просто денег и репутации, но и самого существования. Не верите? А зря: прецедент уже имеется.

В 2012-м Epic Games подала в суд на Silicon Knights, обвинив последнюю в нарушении лицензионного соглашения и незаконном копировании Unreal Engine. В боевике Too Human действительно обнаружились куски кода из UE. Суд встал на сторону Epic Games, и ничем хорошим для Silicon Knights это не закончилось: Too Human изъяли из продажи, а знаменитая студия обанкротилась и закрылась.

Если судья признает вину Behaviour Interactive, не исключено, что канадцев ждёт похожая судьба: придётся выплатить крупный штраф. Продолжать работать после скандала будет тяжело — какой заказчик захочет иметь дело с запятнавшим себя подрядчиком? Warner Brothers, скорее всего, придётся удалить Westworld Mobile из App Store и Google Play. Это, конечно, лишит концерн будущей прибыли от микротранзакций, но вряд ли обезглавит: у крупнейшего в мире издателя и без этого есть неплохие источники дохода.

Впрочем, не исключено, что Bethesda придётся отказаться от претензий. Например, если выяснится, что Behaviour не писала движок Fallout Shelter с нуля, а просто воспользовалась уже готовым, имеющимся на рынке. В этом случае авторское право на код распространяться не будет, и Bethesda придётся уйти ни с чем. Правда, не вполне понятно, почему тогда фирма вообще решила обратиться к служителям Фемиды. Неужели юристы издателя не знали, что их продукция использует уже готовый движок? Звучит как минимум странно.

Могут ли два гиганта решить дело полюбовно? С одной стороны, аудитории Fallout Shelter и Westworld Mobile пересекаются не так уж и сильно, и теоретически Bethesda могла бы закрыть глаза на проделки конкурентов — скажем, за процент от микроплатежей. С другой — защита контента лежит на правообладателе. И вряд ли создатели The Elder Scrolls захотят создавать опасный прецедент, по сути, разрешая кражу собственного кода. Кроме того, мэрилендский издатель известен своей любовью к сутяжничеству (неудивительно, ведь в совете директоров много юристов) и наверняка решит идти до конца. А нам остаётся только наблюдать за тем, чем всё это завершится.

 

Автор текста: Полина Есакова

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.