Битва насмерть: как поссорились авторы Fortnite и PUBG

Чaс прoбил. 29 мaя стaлo извeстнo, чтo PUBG Corp. (пoдрaздeлeниe кoмпaнии Bluehole Studio) будeт рaзбирaться с Epic Games нa сaмoм высoкoм урoвнe: кoрeйцы пoдaли нa aмeрикaнскую кoмпaнию в суд. Яблoкoм рaздoрa, кaк нeтруднo дoгaдaться, стaл рeжим «кoрoлeвскoй битвы», идeю кoтoрoгo aвтoры Fortnite якoбы нaглo скoпирoвaли у PlayerUnknown’s Battlegrounds. Кaк дeлo дoшлo дo судa и чeм этo мoжeт зaкoнчиться? Дaвaйтe рaзбирaться.

Ктo тaкиe?

Итaк, нaчнём пoeдинoк. В крaснoм углу — PlayerUnknown’s Battlegrounds, пoявившaяся в рaннeм дoступe Steam чуть бoльшe гoдa нaзaд и пoрoдившaя цeлый жaнр. Зa нeскoлькo мeсяцeв игрa стaлa фeнoмeнoм 2017-гo. Дeтищe Брендана Грина и Bluehole ещё до полноценного релиза умудрилось обойти по популярности такие столпы PC-гейминга, как CS:GO и Dota 2. И поставило рекорд по количеству одновременных пользователей. Да что там, власти Южной Кореи признали PUBG сокровищем нации.

Боец в синих трусах — Fortnite, мультяшный шутер от авторов серий Unreal и Gears of War. К нему 26 сентября 2017 года — на волне популярности PUBG — прикрутили режим Battle Royale. Поначалу никто не верил в успех затеи. Многие считали, что обновлённый боевик Epic Games станет чем-то вроде «Battlegrounds для самых маленьких», — всё из-за яркой картинки и совсем уж, казалось, недостижимых показателей PUBG. Но как же ошибались скептики! За пару месяцев Fortnite сравнялся с PlayerUnknown’s Battlegrounds и начал медленно, но верно опережать его по всем фронтам.

С осени 2017 года оба вышеупомянутых хита делят статус «самой популярной игры современности». Точнее говоря, за статус они воюют. PUBG вышел на консолях — а Fortnite там был с самого начала. Fortnite перебрался на мобильные платформы — Battlegrounds уже тут как тут. Однако всё это время у Fortnite дела шли чуточку лучше — на руку играли щадящие системные требования, стабильность работы, вариативный геймплей и, что важнее всего, бесплатность.

 

Что не поделили?

С самого начала авторы PUBG намекали, что не особо рады поведению конкурентов. Даже Брендан Грин высказал недовольство; правда, моддер-энтузиаст оговорился, что он-то, дескать, всеми руками за развитие жанра, просто не приемлет бездарного копирования. Впрочем, дальше укоризненных взглядов дело тогда не пошло по очевидной причине — работала PlayerUnknown’s Battlegrounds на лицензированном движке Unreal Engine 4.

С другой стороны, окрестить Fortnite клоном — это как называть Overwatch копией Team Fortress 2. Да, оба шутера базируются на одной идее, но на этом сходство заканчивается. Если уж развешивать ярлыки, тогда детище Epic Games — скорее, облагороженный PUBG, где есть битвы, выживание и строительство. Игра в том же жанре, не более. Так почему Bluehole подаёт в суд именно на Epic Games, а не, скажем, на NetEase, у которой подобных PUBG-клонов навалом? Разумеется, дело в суммах доходов.

 

Однако совсем уж обелять «бедненьких» авторов Fortnite не стоит: почти во всех промо-материалах блокбастера Epic Games фигурировал PUBG. А вот разрешения на это, если верить сотрудникам Bluehole, никто не давал. Хитрые американцы знали, что Battlegrounds привлекает внимание миллионов, и хотели хайпануть за чужой счёт. Претензий со стороны Брендана Грина никто не боялся, ведь в любой момент можно пригрозить в духе: «Так, не гавкать, а то запретим вам использовать наш движок». Некрасиво, но действенно.

 

И что дальше?

Предположительно, точкой кипения для PUBG Corp. стал готовящийся выход Fortnite на корейский рынок — где-где, а дома унижать себя авторы Battlegrounds позволять не намерены. Компания подала на Epic Games в суд; иск был обнародован 29 мая, однако, по данным Korea Times, находился на рассмотрении Центрального районного суда Сеула ещё с января 2018 года. Руководство PUBG Corp. обвиняет Epic Games в нарушении авторских прав и несогласованной эксплуатации интеллектуальной собственности — режима «королевская битва». Проще говоря, в воровстве идей.

Требования истца пока неизвестны. Но нетрудно предположить, что создатели Battlegrounds намерены взыскать с конкурентов штраф за использование «чужого» формата. Либо вовсе запретят американцам распространять их игру. Представители EG пока никак не прокомментировали ситуацию — наверное, пытаются договориться мирным путём. Впрочем, если вы вдруг сильно распереживались о судьбах главных «батл-роялей» всея индустрии — пустое. Никуда они не денутся. А чем закончатся судебные разбирательства? Скорее всего, ничем.

Штука в том, что ни одной из сторон не интересна эскалация конфликта. Давайте на секунду представим, что PUBG Corp. добилась своего и — о, ужас! — уничтожила Fortnite с помощью юристов. Что дальше? Само собой, Epic обидится и запретит корейцам использовать собственный движок — а то и вовсе может закатать соперников в асфальт, как случилось с Silicon Knights. То есть оба гиганта рискуют одержать пиррову победу и остаться без главных тайтлов. Звучит как реалистичный сценарий? Конечно же нет.

Никуда наши «королевские битвы» не денутся, а их авторы… договорятся уж как-нибудь. Например, Bluehole будет и дальше выплачивать отчисления за использование движка, а Epic Games начнёт делиться прибылью за использование концепта. Все в выигрыше. Впрочем, и это маловероятно. Ведь юристы обеих компаний наверняка в курсе, что закон об авторском праве не распространяется на голую идею.

Много лет назад авторы Asteroids из Atari уже пытались засудить создателей подозрительно похожей Meteors. И даже могучая Capcom жаловалась на разработчиков Fighter’s History — дескать, украли нашу Street Fighter и даже не извинились. Но в обоих случаях суд остался на стороне обвиняемых. А все потому, что украсть готовые материалы — подсудное дело, а подсмотреть идею — не более, чем творческое заимствование. Иначе сидели бы все. Не исключено, что вся эта тяжба — пиар-акция, направленная на раскрутку обоих экшенов. Как-никак, авторы шутеров-побратимов находятся в тесных деловых отношениях.

Что же делать нам, геймерам? Во-первых, не паниковать — всё будет хорошо, никто у нас ни PUBG, ни Fortnite не заберёт. А во-вторых, хватит уже сравнивать игры. Видите, до чего это бедных разработчиков доводит?

 

Автор текста: Владимир Бычек

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.