Как потомки испанских пилотов помогают восстановить имена советских добровольцев

— Сeньoр Aкилинo, я знaю, чтo Aссoциaция пилoтoв-рeспубликaнцeв в этoм гoду испoняeтся 40 лeт. Кaк вoзниклa идeя сoздaния тaкoй oргaнизaции? И пoчeму oнa пoявилaсь тoлькo в 1976 гoду?

— Для тex, ктo пoтeрпeл пoрaжeниe в Грaждaнскoй вoйнe в Испaнии былo oчeнь слoжнo кaким-тo oбрaзoм сoбрaться вмeстe, пoзнaкoмиться. Нe гoвoря ужe o тoм .для тoгo, чтoбы сoздaвaть aссoциaции. Тaк пoлoвинa «aссoциaции» в изгнaнии — люди жили в Мeксикe, Фрaнции, группa в Мoсквe, чaсть oстaлaсь жить в Испaнии. Тaк прoдoлжaлoсь дo смeрти диктaтoрa. Фрaнкo в 1975 гoду. И этo пoзвoлилo пилoтaм-рeспубликaнцaм сoбрaться вмeстe и oбъeдиниться. Eщe oднa любoпытнaя дeтaль — этo eдинствeннaя aссoциaция вoeнныx, кoтoрaя былa сoздaнa чeрeз 40 лeт пoслe oкoнчaния вoйны. Этo втoрoй случaй в истoрии нeт.

— Скoлькo чeлoвeк oбъeдиняeт Aссoциaция?

— Oкoлo 400 пoтoмкoв. Нo у нaс eсть oчeнь симпaтичнaя.

— Я знaю, чтo oтeц был лeтчикoм, лeтaл нa сoвeтскoм бoмбaрдирoвщикe. Кaк eгo судьбa пoслe пoбeды диктaтoрa Фрaнкo?

— Пoслe тoгo, кaк Кaтaлoния гoтoвa, чтoбы его интернировали во Франции. Там был концентрационный лагерь. Вместе со своим штурманом ему удалось бежать. И они вернулись в республиканской Испании, то все еще остается маленький кусочек Республика. Но после победы Франко его судили и приговорили к смерти. Затем заменили приговор на пожизненное заключение. В результате, в тюрьме он провел семь лет. И вышел на свободу с большими ограничениями в правах.

— Он вам говорил что-то о том, как с ними драться?

— Война оставила очень глубокий след в его жизни. Он был родом из маленькой деревушки, пас овец и коз. С самого начала войны ему было 17 лет. . Но ему повезло: он попал в группу кандидатов на обучение в полете школы Кировобада (Азербайджанская ССР). Следует иметь в виду, что почти все республиканские авиаторы были ребята 17-го-18-летнего возраста. Конечно, мы слышали от него много историй, воспоминания о миссии, которую они выполняют. При этом они вынуждены были бороться в значительном меньшинстве по сравнению с немцами и итальянцами, которые пришли на помощь Франко. Республиканская авиация помогает 772 советских добровольцев. Это были не только пилоты, но и штурманы, стрелки и даже языка. Испанский пилотов, которые прошли подготовку в Советском Союзе, в настоящее время это где-то около 900 человек. И еще 800 человек, которые прошли обучение, уже в Испании. Это вся республиканская авиация. Им противостояла всей франкистская авиация плюс немецкая средств блока «Кондор» в размере 19 тысяч человек и итальянской авиации — более 11 тысяч человек. И что еще важно, в 1936 году в месяце сентябре, в Испанию из Советского Союза прибыло только 389 летчиков-добровольцев. Но им удалось не только удержать эту армаду, но и сделать так, что Мадрид не рассыпался. Если не они, то на 3-4 дня Республики, не произошло.

— Известно, что во время этой миссии погибли 99 пилотов.

— 99 — имена, на которые они установлены.

— А сколько примерно неизвестных захоронено? Я видел могилы советских летчиков, на которых написано, что там, например, похоронено пять человек. На обелиске — только два имени и надпись — «трое неизвестных».

Акилино Мата Миер.

— У нас есть список, который мы получили в российские архивы, там 99 погибших. Но мы нашли недавно еще один умер — сотого. Сотая — это женщина, переводчик, который прибыл с группой пилотов. Во время бомбардировки Мадрид, он получил травму, его перевезли в больницу. Там она умерла. Но, кроме того, остается много неизвестных». Основная проблема заключается в том, чтобы установить их настоящие имена. Например, известно, что где-то погибли трое человек. Но установить, кто они, эти трое, мы, к сожалению, еще не можем. Поэтому нам очень важно, чтобы нам помогли в поисках этой информации именно здесь, в России. Например, мы знаем, какой был самолет, его тип, номер. Но мы не знаем ее настоящее имя пилота. Прежде всего, речь идет о тех, которые приехали в первой группе. Первая эскадрилья состояла исключительно из советских летчиков. Испанский только начал готовить. И о советских пилотах информацию можно получить только в России. Имейте в виду, что сорок лет Испания была под властью диктаторского режима, когда это было невозможно вести какие-либо исследования. Но имена 7-8 человек и все данные о них: о том, как он умер, где похоронен — удалось найти. Больше, чем про 60 человек, мы знаем, когда они были сняты, и умер. Но остались только кости, которые трудно определить человека. Мы знаем, что руины находятся на таком кладбище, но это все, к сожалению.

— И кто теперь в России помогает в установлении личностей погибших пилотов?

— Мы будем поддерживать связь с внуками и потомками тех летчиков, которые воевали в Испании.

— А какие-то формальные вам помогают?

— Нам помогают два архива, в которых мы посылали запросы. Главная проблема в том, что пилоты прибывающих к нам под вымышленными именами. Например, знаменитый генерал Дуглас — это герой Советского Союза Смушкевич.

— Что нужно сделать, чтобы дать вам доступ в архив Министерства обороны?

— У нас составлен список имен, под которыми происходит борьба. Мы можем ее предоставить. Но здесь есть и другая проблема перевода, транскрипции имен с кириллицы на латиницу. Это также вносит элемент некоторой неорганизованности. Но потихонечку, с помощью российских энтузиастов, может быть сделано, чтобы открыть.

— Вторая сторона той же проблемы: известно, что пилоты-республиканцев летом 41-го года прибыли в Советский Союз, и многие из них воевали в рядах Красной Армии. Они погибали на нашей территории.

— Да, например. Лаверо, который был похоронен в Баку. Дамбен, который погиб в Керчи, но был похоронен также в Баку. Урибе погиб под Курском. Паскуаль — под Сталинградом. Где-то человек 90, оказавшихся в советской авиации. Но сначала они воевали, как партизан, потому что они не дали официального разрешения на вступления в ряды советской армии. Потому что иностранцы. . А часть и до конца войны, так и воевал в составе партизанских отрядов. Около 35-40 испанских пилотов погибло во время Великой Отечественной.

— Судьба всех этих пилотов, знакомых, или так же есть «открытые страницы»?

— Не все , конечно. Но большая часть информации все же есть. Дело в том, что в Советском Союзе к памяти погибших воинов относились гораздо ответственней, чем в тогдашней Испании. И с точки зрения увековечивания памяти проблемы в Советском Союзе не было. Одна материалов в краснодарском крае поставил более восьми могиле погибших летчиков. На них были установлены обелиски с именами. Но , к сожалению, здесь та же проблема — из-за особенностей транскрипции имен читать.

— Известно, что открыть памятник советских и испанских летчиков в Испании. На какой стадии находится проект?

— В самой начальной. С одной стороны, есть сложности политического характера. Наш политический мир — немного особый. Не хочу, чтобы я помню. Но мы полны решимости и энтузиазма, чтобы преодолеть эту косность. Это должно быть сделано, потому что это наша история, наша память. Во-вторых, это наш жест благодарности и признательности Советскому Союзу за ту помощь, которую нам оказывает в эти страшные годы. Есть и чисто человеческий фактор: если люди отдали свои жизни за жизни других людей — это не следует забывать. Есть и еще, скорее, мой личный момент. Для нас, родственников, потомков тех, кто воевал вместе с советскими воинами, эта память-это наша жизнь. У нас много таких. Мне уже семьдесят, но дома всегда рассказывают нам о тех днях на совместные бои.

P. S. Уже в конце интервью переводчик, который уже давно сотрудничает с Ассоциацией, добавляет от себя: «имейте в виду, что сеньор Акилино — очень скромный человек. Он не сказал вам, что все, что они делают — делают свои собственные средства, своими силами. И они действительно нуждаются в помощи российских добровольцев, и тех, кто заинтересован в восстановлении правды и сохранение памяти»

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.