Бессильной перед психопатов: как защитить детей в школах

Фoтo: AГН «Мoсквa».

Рoссия нe являeтся исключeниeм. Тoлькo пoлтoрa мeсяцa в бoльницe Крaснoярскa скoнчaлaсь вoсьмиклaссницa, избитaя три иx свeрстницaми нa гaрaжи. Oтличницa, из xoрoшeй сeмьи. Зa избиeниe нaблюдaли нe мeнee 20 студeнтoв. В Иркутскe тoгдa 16-лeтний убил в 15 лeт. Числo этиx крoвaвыx инцидeнтoв в пoслeдниe гoды зaшкaливaeт. Для спeциaлистoв oни нe являются тaйнoй, нo нe всeгдa пoпaдaют нa пeрвыe стрaницы СМИ. Нo этo сaмый рeдкий случaй, кoгдa личнo я для oгрaничeния пoдaчи инфoрмaции. Пoтoму чтo oднo дeлo — прoфeссиoнaльнoй дискуссии, и сoвсeм другoe — pr крoвaвыx дрaм в срeдствax МAССOВOЙ инфoрмaции. Нужнo сдeлaть тaк, чтoбы eгo прeступлeния псиxoлoгии, чтoбы пoнять: тo, чтo взрoслый чудoвищнoй, в глaзax мнoгиx пoдрoсткoв, кaжeтся, «супeр» и «cool», вызывaeт вoлну пoдрaжaния.

Вeрнeмся к нашей ситуации. Страх за детей породил острые дискуссии. Как обычно, обсуждение свелось к двум традиционным в отечественной наши вопросы — кто виноват и что делать. По той же неизбывной традиции ответ на первый вопрос знают многие люди, даже те, которые не имеют прямого контакта с современными подростками. Что и понятно, так как воспитание молодых — что-то делать, не сводимое к деятельности только узких специалистов. Примечательно, что каждый из участников в споре по-своему выпукло видит только часть проблемы. Но в том и беда, что, как часть одного целого, мы рискуем попасть в ловушку принятия простых решений, которые, очевидно, не могут быть эффективными в наших сложных, запутанных обстоятельствах. Вот лишь некоторые общие точки зрения по причинам, часто кровавых эксцессов в российских школах с комментариями.

Наши подростки «срисовывают» кровавые сценарии с американскими коллегами. (Не исключено. Но Америка может открыть и закрыть или отгородиться от нее железным занавесом, уже не представляется возможным. Печально, что некоторые адепты этой точки зрения утешать себя тем, что жертвы подросткового насилия за океаном гораздо больше, так как там легко получить доступ к стрелковому оружию. Очень заманчиво комплексной психолого-педагогической проблемы пытаются тлетворному, разлагающему влиянию Запада. Важно только помнить, что, раздевая Запад, на себя мы не одеваем.)

Вероятно, координации в сети все эти школьные атак. (Была ли она, вы узнаете в ходе следствия. Другой вопрос, насколько может быть эффективным для блокировки от детей в социальных сетях и запрет регистрации в них до 14 лет. Мы, взрослые, — дети по сравнению с нового цифрового поколения для получения планшета едва ли не на второй год жизни. Кроме того, никакие внешние ограничения не снимают глубокие изменения, которые происходят в психике современных подростков.)

Причиной роста подростковой агрессии перегрузки современных школьников и психологическое давление со стороны преподавателей, добивающихся высоких уровней образовательных достижений, которые влияют на рейтинг школы и получать от них стимулирующих выплат. (Факты учительского давления имеют место. Только здесь ножи, топоры и бензопилы наиболее часто берут в руки, не замученные тяжелой школу подростков, а недогруженные, «свободные» от бремени обязательств в школу психопатические личности. Объектами их нападений не являются их непосредственные учителя или обидевшие их одноклассников, а тех, кто подвернется под руку. При этом особое садистское удовольствие вызывает жертв, невинных, безответные. В частности, в одном из последних случаев — четвероклассники и учительница домоводства, которая ни сном, ни духом не имел отношения к нападающим.)

Все из-за отчуждения детей и родителей. Родители не живут интересами детей, должным образом не контролировать свои связи и контакты, в том числе и в социальных сетях, обрекая детей на вынужденное одиночество. (И это очень верно. Но самых трудных подростков из неполных семей. Их родители с утра до вечера занят добыванием хлеба насущного, не имея ни сил, ни времени на полноценный контакт с собственным ребенком.)

Во всем вина государства, который спокойно признает насилие как способ решения конфликтов, возникающих на каждой идеологической, религиозной и др. почве. (И здесь трудно спорить. Потому, что может безнаказанно обливать фекалиями и зеленкой финалистов конкурса «Человек в истории», проводимого «Мемориалом», чтобы разбить, выставки, оправдывают свои действия «высокими» моральными или религиозными мотивами, а почему такой стиль поведения не принимаются за базу для сравнения? Конечно, никаких прямых указаний на этот счет не приходит. Но во все времена были люди, среди которых как взрослые, так и подростки, которые особенно восприимчивы к сигналам. Стоить энтузиастов дал понять, что симпатизирует власти, многие альпинисты с большим рвением бросить ее невысказанные желания, чтобы достичь наиболее высокого места.)

Источник всех бед — МЕДИА. Именно они разнесли в период системы нравственных ценностей, как герои на экране и таким образом быть примером для подражания молодежи и моральных уродов. (Возразить ничего. Недалекая жертва изнасилования делает свою карьеру на экране одного федерального канала, описывая в деталях, что произошло. А на другом канале ее насильника были встречены аплодисментами, подвергая дуреху общественное презрение.)

Как мы видим, каждый по-своему находит ответ на вопрос «кто виноват». Труднее найти ответ на второй и главный вопрос: что делать? И здесь имеет большой диапазон каскада благоглупостей. Начиная с истины — дети, вы должны любить и жить их интересами, — заканчивая фейковыми предложения. Установить в каждой школе рамки металлоискателей, как в аэропортах. Очевидно, что при такой пропускной системы старт детей в школе тянулось часами. Особенно «трогательно» звучит предложение. В. Жириновского привлечь к преподаванию в школах мужчин, которые имеют навыки для самообороны. Воображение сразу рисует умилительную картину, когда вместо пострадавшей учительницы домоводства крестиком вышивать маленьких детей учит, крепкий самбист.

Другие «советчики» предлагают, ничего не делают, чтобы необдуманными действиями не усугублять и без того безвыходную ситуацию.

Очевидно, что естественный страх за детей не имеет ничего общего с трусостью и некомпетентностью. Под трусостью я имею в виду нежелание прямо смотреть в лицо неприятным фактам. В сжатом виде, факты таковы.

Повсеместный рост подростковой агрессии и насилия — в первую очередь является проблемой во всем мире. Цивилизации, образно говоря, пошел вразнос. С мощным, бесконечно обновляющимися поток информации не может справиться с нестабильной психики подростков. В первую очередь в развитых странах, к которым с некоторыми оговорками относимся и мы.

Первое место среди детских болезней выходят психоневрологические.

В этой ситуации повышенное внимание, а, следовательно, и финансирование со стороны государства требует развития и поддержки медико-психологических услуг для детей и подростков.

Очевидно, что решить в одночасье по мановению волшебной палочки этой грандиозной проблемы, не удастся. Но это не означает, что нам остается только пассивное созерцание углубляющегося кризиса и надежде на провидение.

Под некомпетентностью я имею в виду нежелание каждой из сторон, заинтересованных в решении проблемы, занимается своими делами. В конце концов, сапоги должен тачать сапожник, а пироги заниматься пирожник.

Позвольте мне объяснить свою мысль. Законодатели, независимо от того, как будет выглядеть обидной эта метафора, надо тачать законы, которые снижают угрозу насилия в школах. На сегодняшний день, даже в школах, где она хранится медико-психологической службы, не реальный правовой инструмент защиты детей от их сверстников, с явной психопатологией. Например, ребенок с явным диагнозом, при котором интеллект сохранен, так много, что он учился в престижном гимназическом классе. При этом крах эмоционально-волевой сферы. Каждый косой взгляд соученика или его безобидная реплика вызывает вспышки агрессии и спонтанно физического насилия. Что подвернется под руку, и ударил. Между тем, без согласия родителей школа не имеет права, ни для диагностики, ни для индивидуальной работы с ребенком. Отец категорически запрещает опытным психологам даже приблизиться к нему. Направление на ПМПК (психо-медико-педагогической комиссии), который должен дать соответствующие рекомендации, он также игнорирует. Но то, что виноваты другие дети, которые постоянно находятся под дамокловым мечом? В большинстве известных случаев с трагическим выход девиантное поведение нападавших подростков не секрет для школы. Многие из них имели проблемы с алкоголем и наркотиками, показали бурные психопатические реакции.

Таким образом, в действующее законодательство существуют четкие пустоты, наличие которых ставит под удар всех без исключения детей. Между тем, школу, стремится включено образования. Поддерживаю эту тенденцию, как противник создания заповедников. По возможности дети должны учиться вместе. Но одно дело — ребенок в инвалидной коляске, и совсем другое — агрессивный психопат, одинаково опасны для больных и здоровых. Вывод очевиден: в соответствующий договор родителей и школы должны прописываться равную ответственность за обеспечение права каждого ребенка на образование. В частности, выполнение родителями предписания ПМПК. На сегодняшний день юридическую силу этот договор ничтожен. Речь Не идет о восстановлении порочной практике репрессивной психиатрии. Для родителей должно быть оставлено право оспорить решение ПМПК обращайте лишения свободы, в соответствующие центры, в которых работают компетентные специалисты.

В свою очередь, «пирожникам», поставщиков духовной пищи для федеральных каналов, рекомендуется прекратить взбивать сливки дерьмо в погоне за высокими рейтингами передач. И, наконец, педагогам необходимо стремиться к овладению новыми компетенциями, что позволяет работать с особыми детьми. Давайте каждый делать свою работу.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.